Гонка за успехом и достижениями в наши дни начинается в глубоком детстве. Из-за чрезмерных нагрузок страдает здоровье и психика детей, многие дети ощущают себя ненужными и непонятыми. Приведут ли такие жертвы к столь желаемому успеху, когда ребенок вырастет? Детский психолог Мэдлин Левин в своей книге «Самое ценное» убедительно доказывает, что нет. Она предлагает пересмотреть существующие взгляды на успех и сосредоточиться на действительно важных качествах, которые надо развивать в ребенке для истинного успеха. Делимся мыслями из книги.
О школах
Я побывала в сотнях школ по всей стране, и особенно в них бросаются в глаза почетная доска с именами отличившихся учеников и шкафчик, полный спортивных трофеев, часто полученных десятилетия назад. Неизменное их расположение прямо у парадного входа дает понять, что ценится в этих школах. Но есть школы, где применяется другой подход, более близкий к реальности практически любого ученического сообщества. За их входными дверями, помимо демонстрации достижений в учебе и спорте, можно найти художественную выставку, фотовыставку, экспозицию велосипедов, разобранных автомобилей, модели одежды и образцы тканей, архитектурные макеты зданий, мостов и парков. Такие школы дают понять, что поощряют любознательность и старание и ценят широкий спектр талантов.
Самое ценное
Источник
Об играх
Маленькому ребенку нужно играть по многим причинам. Игра учит творчеству, самостоятельности и социальным навыкам. Без более или менее успешного выполнения этих задач чрезвычайно трудно перейти к экспериментам с разными занятиями, которые должны интересовать детей старшего возраста, — например, гулять с друзьями и пробовать что-то новое. Уверенность в себе дает смелость, позволяющую детям выходить во внешний мир и испытывать себя. Социальные навыки и креативность открывают путь для успешных отношений со сверстниками в новых начинаниях.
О старании
Дети сами должны хотеть чего-то, ставить перед собой цели и добиваться их. Мы должны поощрять их занятия разными видами деятельности, подчеркивать важность старания и одобрять упорство в трудных ситуациях. Отчасти ощущение успеха означает хорошо уметь что-то делать; чтобы хорошо уметь что-то делать, нужно стараться. Но вот в чем разница. Когда обеспокоенный родитель, считающий владение каким-то навыком вопросом жизни и смерти, заставляет ребенка практиковаться, это очень отличается от ситуации с родителем, который понимает проблему, настаивает на старании, но не демонстрирует заинтересованности в результатах ребенка. Дети будут успешнее, если станут сами решать, в какие занятия и увлечения вложить душу. В этом и состоит взросление — выбирать дело всей жизни (или, со временем, несколько дел) и понимать, что одни интересы становятся хобби, а другие — любимой профессией, и в конечном счете мы распределяем свои ресурсы соответственно.
О самостоятельности
Никто из нас не хочет, чтобы его ребенок вырос беспомощным и считал, что ему все должны. В глубине души мы знаем, что детям нужно терпеть неудачи, им нужны вызовы, их необходимо оставлять наедине с собой, им нужно почувствовать прилив гордости, когда они обнаружат, что способны справиться. Ликующий крик двухлетнего ребенка «Я сам!» или настойчивое утверждение подростка «Это моя жизнь» — команды, которым не нужно сопротивляться, признаки развития компетентности и обозначение того, чья это жизнь на самом деле. Наша задача состоит в том, чтобы эмоционально гармонировать с детьми, радоваться их взрослению вместе с ними.
О любопытстве
Для вашего ребенка мир полон чудес. Посидите с ним, пока он наблюдает, как прозрачная жидкость, которую вы налили в ванну, превращается в шапку разноцветных пузырьков, танцующих и исчезающих, если он слегка подует. Мы вспоминаем собственные моменты удивления, глядя на привычное незамутненным взглядом своих детей. Не торопите ребенка, завороженно наблюдающего за миром вокруг. Не диктуйте ему, что важно, а что нет. Не поднимайте шум из-за ошибок. Ваш ребенок одновременно раскрывается навстречу миру и учится наблюдать. Любознательность и наблюдение лежат в основе обучения.
О природе
Мир природы — пожалуй, любимая классная комната ребенка. Из-за нашего страха перед потенциальными опасностями современные дети лишены того, что традиционно было одним из самых полезных и поучительных аспектов детства. Маленькие дети учатся через органы чувств. Они любят ходить по грязи и воде не потому, что им нравится, когда вы лишний раз пылесосите комнату, а потому, что так они легко и с энтузиазмом воспринимают информацию. Мир природы предлагает уникальные возможности для развития у детей умения наблюдать и сопереживать, а также самооценки и уверенности в себе. Природа питает умы и эмоции наших детей и в целом живет в размеренном темпе, наиболее комфортном и для них тоже. Просто понаблюдайте, как двое малышей часами просиживают у кромки воды: они смотрят, изредка бросают камень или поднимают головы, когда мимо пролетает стая гусей. Им не хочется идти играть в компьютерную игру или учить таблицу умножения. Детство бесценно. Это не подготовка к школе, вузу или профессиональной деятельности, а короткий и незаменимый период, когда дети имеют право быть детьми.
Больше полезного и интересного ищите в книге «Самое ценное»
Обложка: unsplash.com