Книга «Мама, я боюсь!», написанная экспертами по эмоциональному интеллекту Викторией Шиманской и Александрой Чканиковой, поможет заботливым взрослым найти подход к детским страхам: понять, как устроен механизм страха, как экологично успокоить напуганного ребёнка и научить его извлекать пользу из этой древней и естественной эмоции. Авторы предлагают не избавляться от страхов, не отрицать их и не стыдиться, а находить в них пользу и ресурс — так, чтобы страх становился для ребёнка не врагом, а союзником. Делимся главой из книги о том, почему важно научить ребенка правильно бояться.
Что такое страх
Страх — это естественная, здоровая реакция живого организма на опасность. Человеку, как любому животному, бояться необходимо — иначе он бы просто не выжил. Это не значит, что всякий страх нормален и его нужно нести с собой, как тяжкий крест, не задумываясь, зачем он нужен и как его уменьшить. Наоборот, полезно следить за собой, замечать наиболее частые причины его возникновения, изучать свои ощущения и по возможности регулировать их.
А поскольку мы родители, нам предстоит следить не только за собой, но и за ребёнком. Как он проживает страх? Не становится ли чувство чересчур сильным и болезненным? Не слишком ли многие вещи пугают ребёнка? Всё это — часть нашей родительской «работы», но при этом важно помнить: сам по себе страх не патология, а лишь одна из красок нашей огромной эмоциональной палитры.
У страха всегда есть причина
Если человек понимает, чего именно он испугался, мы имеем дело именно со страхом.
Другое дело — тревога: общее состояние Другое дело — тревога: общее состояние эмоционального возбуждения, по ощущениям очень похожее на страх, только без конкретной причины.эмоционального возбуждения, по ощущениям очень похожее на страх, только без конкретной причины.
Тревога — тоже в целом допустимое эмоциональное состояние, хотя она и не так конструктивна. Страх действует как противопожарная система, реагирует на конкретный «дымок» и орошает помещение спасительной водой. А тревога — о чём она сигналит? От чего спасает? Не сразу разберёшься. (В книге есть отдельная глава, посвящённая тревоге и тому, как с ней справляться).
Страх — не самое приятное чувство
Мало кому нравится переживать испуг. Да, смотреть страшилку с попкорном может быть приятно и даже весело. Но это редкий случай, когда мы управляем уровнем страха и можем в любой момент выключить фильм.
В ситуации, когда страх приходит сам, без приглашения, мы испытываем скорее дискомфорт. И уровень этого дискомфорта у всех разный: кто-то от страха слегка морщится, а кто-то боится до рвоты и потери сознания. Индивидуальная реакция на сильные эмоции связана с врождёнными особенностями нашей нервной системы: одни из нас более чувствительны к страху, другие более устойчивы.
Изменить нервную систему мы не в состоянии. Поэтому нельзя требовать от ребёнка, чтобы он не кричал так громко, когда видит змею (в лучшем случае он с годами научится сдерживать крик, но изменить порог своей чувствительности не сможет). Реакции рождаются в той области мозга, которая намного быстрее сознания. Поэтому, пожалуйста, будьте максимально терпеливы к чрезмерным, на ваш взгляд, проявлениям страха у детей.
Часто, чтобы помочь ребёнку справиться со страхом, мы подключаем «третьего персонажа», например любимую игрушку. Но и это можно сделать по-разному.
А вот мишка не боится, он смело идёт спать, и ты не бойся!
В этой формулировке слышны осуждение, требование, она звучит не слишком заботливо.
Мишке тоже очень страшно идти одному в тёмную комнату. Давай вместе придумаем, как ему помочь!
Здесь есть эмпатия, признание того, что ребёнок достаточно силён, чтобы помогать тому, кто слабее.
Пять базовых установок для разговора с ребёнком о страхе.
К этому списку можно обращаться всякий раз, когда чувствуете, что страхи ребёнка вас очень волнуют. Повторяйте, как мантру, эти пять тезисов, пока вам не станет легче.
1. Страх — это нормально
Бояться естественно, и не стоит превращать страх в ключевую проблему вашей жизни. Да, ребёнок может чего-то испугаться, его переживания могут вас беспокоить, нарушать какие-то планы, но в любом случае страх не главный в ваших отношениях. Пусть он будет всего лишь одной из тарелок на полке, одной из книг в библиотеке (найдите любую метафору, которая вам нравится). Да, у вас с ребёнком есть и такая точка соприкосновения, но она точно не единственная и ваша родительская миссия не сводится исключительно к борьбе со страхом.
2. Страх не враг
Пусть он не давал вам с ребёнком спать всю ночь, испортил семейную поездку в цирк или заставил перекроить отпуск. Страх — это сигнал, он всегда сообщает что-то важное. Даже если вы пока не разобрали смысл возникшей эмоции, это не значит, что она баг.
3. Страх у всех разный
Если вы боитесь пауков, совсем необязательно, что их будет бояться ребёнок. И наоборот, ребёнок может бояться того, чего не боитесь вы. Если у другого человека вызывает страх что-то неочевидное для вас, например пластиковая вилка или фарфоровая кукла, это не значит, что его страх какой-то неправильный. Всякий страх — законно возникающая эмоция. Реакции на страх тоже у всех разные: кто-то визжит, кто-то молчит, выпучив глаза, а кто-то уже сжимает кулаки. Не бывает единой, правильной реакции, которой можно было бы взять и обучить ребёнка. Зато можно постепенно скорректировать реакции в соответствии с общепринятыми нормами. Если трёхлетний ребёнок от страха дерётся, в наших силах показать ему другие способы осознанно проживать страх. Но просто сказать «не дерись» — малоэффективная мера.
4. Страх — это объект изучения
Любая эмоция, которую мы испытываем, возникает не на пустом месте. Она отражает какие-то проявления реальности, изменения во внешней среде, в нашем физическом состоянии. Страх тоже приходит не просто так: он предупреждает, напоминает о чём-то, или спасает нашу жизнь, или просто помогает разобраться, что для нас сейчас важно, а что нет. Поэтому, если уж страх пришёл, целесообразно попробовать расшифровать его послание.
5. Страх не навсегда
Большинство «программных» страхов похожи на инфекционные заболевания: при первой встрече с пугающим явлением мы даём сильную, бурную реакцию, затем постепенно адаптируемся, находим способ осмыслить произошедшее и получаем некоторые «антитела».
То же самое происходит, когда ребёнок впервые открывает для себя новый страх (например, огня, воды, смерти, пауков). Как только ребёнок привыкнет к пугающему объекту или явлению, реакции на триггер станут менее острыми.
Да, некоторые детские страхи мы переживаем чуть дольше и тяжелее, чем нам хотелось бы. Но главное — помнить, что сегодняшний страх точно не останется с ребёнком навсегда.
По материалам книги «Мама, я боюсь!».
Обложка отсюда.