Вот так книга!
Нейроны-почтальоны и обучательный сад: изучаем мозг вместе с ребенком
1 сентября 205 просмотров
Вот так книга!
Нейроны-почтальоны и обучательный сад: изучаем мозг вместе с ребенком
1 сентября 205 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Зачем нужен мозг? Как он работает? Почему мы спим, как получаем информацию об окружающем мире и принимаем решения?

Книга-экскурсия «Твой мозг», написанная нейробиологом из Оксфордского университета, поможет детям от 5 лет узнать ответы на главные вопросы о нашем мозге.



Твой мозг

Предлагаем вам отрывок из этой забавной и увлекательной книги.

Нейроны-почтальоны

Клетки мозга можно разделить на две группы. Самая большая — это нейроны. Нейроны — это почтальоны мозга. Только у писем, которые они отправляют, нет конвертов. Поэтому нейроны не только почтальоны, но и детективы. Они внимательно читают каждое сообщение, чтобы понять, кому оно адресовано. А потом отправляют его нужному нейрону.

Мозг не только отправляет письма, но и постоянно их получает — и целую кучу. Они летят к нему от глаз, языка, носа, ушей, кожи — от всех органов чувств.


Иллюстрация здесь и далее из книги «Твой мозг»

Клетки из второй группы — это нейроглия. Они окружают каждый нейрон. Клетки нейроглии помогают нейронам быстрее выполнять их почтальонскую работу.

Нейроны дотягиваются друг до друга тонкими хвостиками — отростками. Место соединения нейронов друг с другом называется синапс. Через него от нейрона к нейрону передается информация.

Нейроны передают послания с помощью нейромедиаторов — молекул особых химических веществ, которые перепрыгивают через синапсы.

В обучательном саду

Добро пожаловать в обучательный сад! В нём растут нейронные связи. Чем они больше и крепче, тем лучше наши навыки и тем проще принимать решения.

Нейронные связи образуются, когда нейроны общаются. И если это происходит часто, то сад густо цветёт.

В раннем детстве нейроны общаются очень активно и нейронные связи растут быстро-быстро и сплетаются друг с другом очень плотно.

Когда мы учимся чему-то, в саду растут новые нейронные связи. А если какие-то старые связи мы перестаём удобрять, они исчезают.

Когда нужно что-то сделать, мы отправляем по одной из веток нейронной связи сообщение в мозг. Если действие удалось, мозг запомнит, по какой ветке пришло сообщение, — и она продолжит расти. Но если что-то пойдёт не так мозг обрежет эту веточку и в следующий раз выберет другую.

Каждый раз, когда хочешь что-то сделать, ты отправляешь сигнал в мозг по сплетённым веточкам нейронных связей. Чтобы хорошо научиться чему-то — чистить зубы, петь, кататься на велосипеде, — нужно помочь сигналу найти лучший путь в мозге.

Любые навыки тренируются так: обрезаются те веточки нейронных связей, которые не приводят к результату, и укрепляются те, которые помогают выполнить действие лучше.

Но иногда телу сложно понять, какую веточку обрезать. Это нормально: чтобы научиться чему-то, нужно сначала совершить много ошибок.

Еще больше увлекательных историй из жизни мозга в книге «Твой мозг».

Обложка статьи: иллюстрация из книги.

Похожие статьи