Психология
Четыре типа привязанности. Как они влияют на жизнь ребенка?
23 мая 1 675 просмотров
Психология
Четыре типа привязанности. Как они влияют на жизнь ребенка?
23 мая 1 675 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Эмоциональное развитие начинается в первый год жизни, когда устанавливается тесная связь между младенцем и его родителем. То, какой будет эта связь, во многом влияет на поведение ребенка и формирование его личности, а также на то, с кем он решит вступать в отношения в дальнейшем.

Может ли неблагоприятный опыт, полученный в детстве, привести к психологической травме? И как помочь себе, если это произошло? Ответам на эти вопросы посвящен целый раздел книги «Исцеление от травмы». Выбрали из него отрывки, посвященные четырем основным типам привязанности и их влиянии на дальнейшую жизнь детей.



Исцеление от травмы

«Незнакомая ситуация». Эксперимент Мэри Эйнсворт

Автором теории привязанности считается британский психолог Джон Боулби, который занимался исследованиями в этой области в 1950-х годах. Проработав много лет в лондонской больнице для детей, Боулби сфокусировал внимание на изучении дистресса, который испытывали дети, вынужденные пережить разлуку с основным опекуном. Он полагал, что привязанность либо существует в виде здоровой эмоциональной связи, либо отсутствует полностью.


Определение Джона Боулби было справедливым, но не объясняло случаи, когда дети сначала были сильно привязаны к родителю, а затем не желали иметь с ним ничего общего. Источник

Дальнейшее развитие теория Боулби получила благодаря психологу Мэри Эйнсворт. В 1970-х годах Эйнсворт разработала методику оценки типа привязанности у детей, которую назвала «Незнакомой ситуацией». Суть методики заключалась в наблюдении за детьми в восьми разных ситуациях, где при определенных условиях ребенок, мать и незнакомый взрослый становились близки, разлучались и встречались вновь.

Каждый эпизод длился три минуты, а поведение детей Эйнсворт оценивала, основываясь на четырех критериях:

  1. близость и поиск контакта;
  2. способность поддерживать контакт;
  3. избегание близости и контакта
  4. сопротивление контакту и успокаивающему взаимодействию.

Когда в эксперименте приняли участие около сотни детей, Эйнсворт смогла выделить три основных типа привязанности: безопасный, тревожно-избегающий и тревожно-устойчивый. Позже, в 1990-х, две исследовательницы Мэри Мэйн и Юдит Соломон воспользовались методикой «Незнакомой ситуации» Эйнсворт и открыли четвертый тип привязанности, который назвали «дезориентированным».

Четыре типа привязанности

Рассмотрим подробнее каждый из типов привязанности и его особенности.

Безопасный

Ребенок с таким типом привязанности легко успокаивается и чувствует себя в безопасности в присутствии значимого для него взрослого. Если же ребенок испытывает тревожность, он либо поворачивается к опекуну, либо каким-то образом его ищет.

Этот тип формируется, когда ребенок знает, что может рассчитывать на реакцию опекуна, и уверен, что, когда он плачет, его успокоят и о нем позаботятся. Безопасный тип привязанности становится надежным фундаментом для исследования окружающего мира.

Тревожно-избегающий

Дети с таким типом привязанности не имеют связи со своими опекунами, поскольку не чувствуют, что могут на них рассчитывать. Обычно это означает, что их основной опекун либо отсутствовал, когда они в нем нуждались, либо относился пренебрежительно к их потребностям, либо и вовсе отказывал им во внимании.

Если родители эмоционально или физически игнорируют нас в первые несколько лет жизни, нам будет непросто чувствовать себя в безопасности во всем многообразии дальнейших жизненных ситуаций.

Например, мы становимся убеждены, что с нами что-то не так, или же считаем, что мы недостойны любви и внимания. Мы часто не знаем, кому можно доверять, или даже думаем, что никому доверять нельзя.

Эйнсворт сделала вывод, что ребенок с таким типом привязанности в ситуации стресса не будет искать контакта с лицом, оказывающим ему первичный уход. Для таких детей нет особой разницы между их основным опекуном и незнакомым взрослым. Такое отношение складывается из-за того, что дети не знают, поможет ли им хоть кто-то в принципе, и не понимают, кто именно из взрослых сможет предложить им поддержку и защиту.

Тревожно-устойчивый

Детям с таким типом привязанности свойственно быть настойчивыми и навязчивыми во взаимодействии со своими основными опекунами, но, когда значимый взрослый приходит к ним с тем, в чем они нуждались, дети отказываются принимать помощь и с трудом успокаиваются. Так происходит из-за того, что основной опекун ведет себя непредсказуемо, даже обеспечивая нужную поддержку.

Возможно, опекун способен успокаивать и утешать какое-то время, но при этом уже через минуту может причинить вред или прибегнуть к насилию. Когда ребенок хочет, чтобы значимый взрослый его успокоил, он не знает точно, сможет ли тот дать ему необходимое.

Именно поэтому такие дети с трудом успокаиваются, когда родители приходят их утешить; даже в присутствии опекунов им все еще требуется убедиться, что они в безопасности.

Дети, которые растут в семье, где никогда не знаешь, какой будет реакция родителей (успокоят тебя или обидят), становятся взрослыми, которым свойственны проявления повышенной тревожности. Среди них много трудоголиков и перфекционистов. Они уверены, что если бы делали все правильно в детстве, то получали бы любовь и внимание, в которых тогда так отчаянно нуждались.

Дезориентированный

Дети с таким типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение и могут даже казаться неуверенными или дезориентированными. Считается, что этот тип обусловлен непоследовательностью реакций основных опекунов, то есть такие родители одновременно помогают и утешают, но и внушают страх и даже способны причинить вред.

При дезориентированном типе привязанности у ребенка нет единого паттерна поведения — дети то не хотят иметь ничего общего со своим опекуном, то плачут до тех пор, пока он не появится и не возьмет их на руки, после чего тут же успокаиваются.

По сути, такие дети не знают, что именно они испытывают, равно как и не понимают, могут ли рассчитывать на своего опекуна.

Такой тип привязанности обычно формируется в отношениях, где практикуется насилие и где нет других лиц, способных оказать ребенку основной уход, поэтому опекун ассоциируется у ребенка одновременно с любовью, поддержкой, страхом и болью.

К чему может привести нездоровый тип привязанности?

Первые несколько лет жизни очень важны для формирования четкого образа «я», обретения уверенности в себе и своих способностях и веры в то, что окружающий нас мир безопасен. По сути, наши первые отношения помогают нам определиться с тем, какими мы станем и какие отношения сможем выстраивать в будущем.

Если в детстве мы постоянно ощущали боль, пренебрежение или печаль, то и во взрослой жизни можем искать что-то подобное.


Наши отношения с родителями можно сравнить с проектом, которому мы будем следовать, создавая новые отношения и общаясь с другими людьми. Источник

Те из нас, кто вырос с любящими, предсказуемыми и заботливыми родителями и у кого сложился безопасный тип привязанности, скорее всего, и сами будут выстраивать отношения, похожие на те, к которым привыкли в детстве.

Если же у нас были непоследовательные, абьюзивные или эмоционально отстраненные опекуны, мы, вероятно, будем стремиться к таким же отношениям, уже будучи взрослыми, то есть рискуем приобрести больший объем травмирующего опыта в дальнейшей жизни.

По материалам книги «Исцеление от травмы»
Фото на обложке отсюда

Рубрика
Психология

Похожие статьи