Умение эффективно учиться — это суперсила, которая не только помогает достигать высоких оценок, но и дает основу для дальнейшего успеха. Выбрали несколько простых, но действенных приемов из книги «Суперстудент», способных повысить шансы на успех при сдаче письменных экзаменов и тестов.
Перед началом экзамена
- Готовность номер один: проверьте еще раз, взяли ли вы все необходимое. Что-то забыли? Обратитесь к преподавателю или экзаменатору.
- Убедитесь, что не забыли взять с собой еду и питье, особенно если экзамен продолжительный.
- Где лучше сесть? Постарайтесь прийти на экзамен заранее, чтобы выбрать удобное место — достаточно просторное и такое, где ничто не помешает сосредоточиться. Не стоит садиться у двери, где входящие и выходящие люди будут постоянно отвлекать вас.
- Важно иметь позитивный настрой. Скажите себе: «Я справлюсь». Используйте приемы визуализации и ободряющие слова, чтобы настроиться на успех. Постарайтесь справиться с волнением и неуверенностью в себе — они могут помешать успешно сдать экзамен.
Последовательность действий при сдаче экзамена
Автор книги разработал систему действий, которая помогает при сдаче практически любых письменных экзаменов. Она называется ПУПП (планируем, уточняем, пишем, проверяем).
Планируем
При сдаче письменного экзамена или теста часто не хватает времени, и поэтому важно заранее разработать «план наступления». Он поможет уложиться в отведенное время. Если не смотреть на часы, оно пролетит незаметно и можно не успеть ответить на все вопросы. Это произойдет и в случае, если вы слишком подробно отвечаете на одни вопросы, не оставляя времени на другие. Чтобы этого не случилось, нужен план. Прежде всего посмотрите, на сколько вопросов предстоит ответить и сколько времени у вас есть. Затем отнимите по 5–10 минут от каждого часа, а результат разделите на количество вопросов. Например, требуется ответить на пять вопросов за три часа. За вычетом получаса (по 10 минут на каждый час) остается 2,5 часа, или 150 минут. Разделим 150 на пять и получим полчаса на каждый вопрос. Если за это же время придется ответить на 25 вопросов, у вас шесть минут на каждый вопрос. Зная, сколько минут можно потратить на каждый вопрос, легче уложиться в срок и успешно сдать экзамен.
Зачем вычитать по 5–10 минут из каждого часа? На всякий случай. Запас времени необходим — вдруг выбьетесь из графика? Оставшееся время следует использовать для проверки ответов. Если вопросы различаются по сложности, это тоже надо учитывать при разработке плана и отводить на них разное время — скажем, 50, 30 или 20% времени соответственно.
Идите от простого к сложному. Не стоит решать задачи в том порядке, в каком они даются, если только они не связаны между собой или если преподаватель не требует соблюдать заданную последовательность. Начните с самых простых вопросов, а на трудные отвечайте в конце. Преимущество такого подхода заключается в том, что вы с легкостью ответите на простые вопросы, и это создаст позитивный настрой при решении более сложных задач. А начав со сложных заданий, вы рискуете потратить на них слишком много времени и не успеть ответить на простые вопросы. Видя, что не удается справиться со сложными заданиями (а нужно ведь еще выполнить простые), вы начнете нервничать. Если же приберечь самые трудные вопросы на конец, будет легче сосредоточиться, зная, что у вас есть время — ведь остальные задачи уже выполнены.
Уточняем
Ознакомьтесь с инструкциями экзаменаторов — важно точно знать, что именно от вас требуется. Прежде чем приступить к выполнению задания или решению задачи, внимательно прочитайте вопросы. Перечитайте каждый вопрос несколько раз, чтобы быть на 100% уверенным, что вы его правильно поняли. Часто учащиеся так спешат начать решать задачу, что не успевают толком прочесть ее условия. При этом они могут дать правильный и подробный ответ, но, увы, это будет ответ на совсем другой вопрос. В результате оценка снижается.
Если вопрос сформулирован длинно и сложно, убедитесь, что поняли, о чем идет речь, и ничего не упустили. Если формулировка расплывчатая или вопрос непонятен, обратитесь за разъяснениями к преподавателю.
Пишем
Старайтесь, чтобы ответ был читабельным, то есть чтобы проверяющему не пришлось мучиться, разбирая ваш почерк. Соблюдайте логику изложения. Начните со вступления, затем изложите основную мысль и лишь тогда переходите к подробностям. Если задание включает несколько вопросов, старайтесь отвечать на них в той же последовательности, в какой они предложены, — так экзаменатору будет легче читать работу. Допустим, вы вытянули билет, где написано: «Что такое психология познания? Кто считается основоположником этой отрасли психологии? Что такое когнитивный диссонанс?» Как видим, задание включает три вопроса. Отвечать на них следует в том же порядке, в каком они даются в билете.
Не бойтесь писать о вещах, которые кажутся очевидными. Ваша задача — не научить преподавателя чему-то новому, а продемонстрировать знания, полученные в течение семестра.
Не бойтесь писать о вещах, которые кажутся очевидными. Ваша задача — не научить преподавателя чему-то новому, а продемонстрировать знания, полученные в течение семестра.
Старайтесь использовать короткие предложения, четко формулируйте мысль. Такой текст воспринимается легче: читателю не приходится перечитывать каждое предложение по нескольку раз, чтобы понять, о чем идет речь. Например, фраза «Бразилия — большая страна, отличающаяся разнообразием животного и растительного мира» звучит лучше, чем «Нельзя не отметить, что Бразилия в территориальном отношении превосходит многие другие страны и, кроме того, отличается чрезвычайно высоким биоразнообразием».
Проверяем
Если работать по плану, не выбиваясь из графика, можно закончить раньше срока. В оставшееся время перечитайте ответ. Убедитесь, что отвечали именно на поставленные вопросы. Исправьте обнаруженные неточности и добавьте важные соображения, о которых, возможно, забыли. Это поможет избежать неприятностей. Финальная проверка — это подстраховка от досадных ошибок или упущений. Можно успеть немного улучшить ответы. Исправление недочетов поможет получить более высокую оценку.
Пишите все, что знаете
- Подумайте хорошенько. Знали материал, но забыли? Попытайтесь восстановить его в памяти, думая о том, что с ним связано. Какими источниками информации вы пользовались? Где занимались? Что видели вокруг? Вспомните то, что связано с изучением предмета, и будет легче восполнить недостающую информацию. Не помогло? Переходите к следующему вопросу, а к оставшемуся без ответа вернитесь позже. Иногда подсознанию требуется время, чтобы выдать необходимую «справку».
- Приводите собственные примеры. На экзамене требуется продемонстрировать понимание пройденного материала. В этом помогут свежие, оригинальные примеры, которых нет в учебнике. Не удается придумать собственный пример? Возьмите пример из книги, изменив некоторые детали. Но помните: только умение привести собственный пример свидетельствует о глубоком осмыслении полученных знаний.
- Не фантазируйте, не стройте догадок. Например, если вопрос касается когнитивного диссонанса, а вы не помните, в каком году (1957-м, 1958-м или 1959-м) Леон Фестингер ввел это понятие в научный обиход, напишите просто «в конце 1950-х». В данном случае год не так уж важен, и ваш ответ больше понравится экзаменатору, чем если бы вы написали «в 1959-м», ведь на самом деле ученый сделал это в 1957 году. Другой пример: если вы пишете о ЕС, но не помните точное количество стран-членов (допустим, на время сдачи экзамена их было 28), то не ошибетесь, написав «почти 30». За такой ответ экзаменатор вряд ли снизит оценку.
- Задействуйте все имеющиеся ресурсы. Иногда ответ можно найти в литературе, которой разрешено пользоваться на экзамене. Например, на экзамене по английскому ответ на вопрос «Что такое Британское Содружество?» я нашел в толковом словаре. А иногда ответ содержится в тексте следующих вопросов. Не спешите сдаваться.
- Маленькая хитрость: если не знаете ответа, а преподаватель находится в аудитории, можно притвориться, что не поняли вопрос, и попросить растолковать его смысл. В некоторых случаях можно услышать подсказку.
- Не оставляйте без ответа ни один вопрос. Исключение составляют случаи, когда за неправильный ответ могут снизить оценку. Во всех других случаях отвечайте на вопрос или, если предлагается несколько вариантов ответа, выбирайте тот, который представляется самым близким к истине. В результате вы получите более высокую оценку.
Тесты с вариантами ответов
Тесты с вариантами ответов, как правило, проще других, ведь правильный ответ — вот он, перед вами, его просто нужно найти. При сдаче такого теста помогут несколько простых приемов.
- Прочитайте все варианты ответов. Возможно, один из них сразу покажется правильным, но не спешите, чтобы не пропустить другой, более удачный ответ. Подумайте хорошенько. Ответ, который сначала казался единственно верным, может оказаться неправильным.
- Если не можете выбрать вариант ответа, пропустите вопрос и переходите к следующему. Если не нравится ни один из вариантов или правильными кажутся сразу несколько, пометьте вопрос крестиком и отвечайте на другие вопросы — возможно, они укажут на некоторые нюансы вариантов ответа на трудный вопрос и помогут определиться.
- Действуйте методом исключения. Если вы ответили на все вопросы, кроме одного, исключите явно неверные ответы и выберите вариант, представляющийся наиболее удачным.
Краткие и расплывчатые ответы обычно неправильные, например: «Россия — самая большая страна в мире». Правильно: «Россия — самая большая страна в мире по территории». Почему короткие, простые и слишком общие ответы чаще всего оказываются неверными? Потому что не все так просто. Например, Китай — тоже самая большая в мире страна, но по численности населения. Видите разницу? Первый ответ был неточным.
Желаем успехов на экзаменах! Больше полезной информации ищите в книге «Суперстудент».
Обложка: unsplash.com