Любого ребенка можно превратить в гения, если родители готовы приложить максимум усилий — в этом был уверен психолог и педагог Ласло Полгар. Все три его дочери стали шахматистами мирового уровня: одна — гроссмейстером, другая — мастером международного класса, но наибольших успехов добилась третья, Юдит. В 7 лет она с завязанными глазами выиграла свою первую партию у гроссмейстера. А на пике карьеры заняла восьмое место среди шахматистов всего мира и участвовала в мужском чемпионате, став единственной женщиной, которая когда-либо делала это.
Историю семьи Полгар подробно рассказывает Скотт Янг в своей книге «Суперобучение». Прежде чем взяться за обучение собственных детей, Полгар изучил биографии сотен великих интеллектуалов и обнаружил некоторые сходства: все они рано начинали и интенсивно учились. В результате Полгар выделил четыре приема, которые помогли его дочерям преуспеть в шахматах. Вот они.
1. Начать как можно раньше
Считается, что для получения наилучших результатов обучение ребенка должно начинаться в районе трех лет, а специализация на чем-то конкретном — около шести.
Суперобучение
Исследования показывают, что чем младше ребенок, тем его мозг более пластичен и гибок и легче усваивает информацию. Однако стоит признать, что нет никаких доказанных сведений о том, в каком именно возрасте процесс обучения «тормозится» и становится тяжелее.
2. Выбрать специализацию
Сестры Полгар, безусловно, изучали и языки, и математику, и другие предметы, однако основное их внимание всегда было сосредоточено на шахматах. Их отец писал, что в возрасте 4 лет они уже играли по пять или шесть часов в день.
Это сильно укрепляет уверенность в себе, а та дает мотивацию заниматься дальше и дальше. Разбрасываясь на разные дисциплины, можно так и не выработать в себе этой уверенности.
3. Превратить тренировки в игру
Во время обучения важно поддерживать веселую и легкую обстановку — это позволяет не потерять интерес и драйв от занятий. Ласло Полгар позволял детям отвлекаться и вставать во время шахматных партий в поисках лучших решений.
Если вводить предмет постепенно, короткими интервалами, превращая каждое занятие в игру, у детей будет желание постоянно практиковаться, и они не станут чувствовать себя вынужденными что-то делать.
4. Создавать положительное подкрепление
Психологи утверждают, что наличие позитивного опыта в той или иной дисциплине вызывает желание повторить действие, которое привело к такому результату. А вот негативные переживания, напротив, снижают энтузиазм.
Вот почему так важно, обучая ребенка тому или иному предмету, стремиться делать так, чтобы это был приятный опыт: хвалить не только за результаты, но и за старания, создавать возможности, в которых он мог бы максимально проявить себя.
Ласло Полгар, к примеру, выстраивал партии так, чтобы одновременно и бросить вызов дочерям, и дать им возможность выиграть достаточное количество раз, оставляя игру приятной для них.
По материалам книги «Суперобучение»
Фото на обложке отсюда