365 дней вместе
Тебе не нужны фильтры! Как помочь подростку принять свою внешность
1 мая 1 284 просмотра
365 дней вместе
Тебе не нужны фильтры! Как помочь подростку принять свою внешность
1 мая 1 284 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Очень часто отношения с собственной внешностью у подростков складываются непросто, что приводит к проблемам в самых разных сферах: общение с семьей и друзьями, здоровье, учеба.

Книга «Тебе не нужны фильтры!» поможет молодым людям принять свое тело, научиться ценить себя несмотря на несовершенства и перестать стремиться к идеалам, которые навязывают СМИ, реклама и соцсети.

Предложите подростку прочесть эту статью.



Тебе не нужны фильтры!

Что такое образ тела

Образ тела — это твои мысли и чувства по поводу своего тела, внешнего вида, то есть того, как ты выглядишь. Вот несколько примеров. Этими мыслями и чувствами поделились подростки.

Такие мысли и чувства могут повлиять на поведение человека и его жизнь в целом.
Если человек переживает из-за своей внешности, он иногда пытается как-то спрятать или замаскировать определенные части тела. Бывает, что люди скрывают и сами опасения по поводу своего внешнего вида — от других и даже от себя, — так как признаться в них слишком болезненно. Но чтобы справиться с проблемой, ее нельзя избегать.

Если человек не принимает свою внешность, то у него формируется негативный образ тела, если принимает, то позитивный.

Почему формируется негативный образ тела?

Исследования показывают, что в подавляющем большинстве случаев негативный образ тела выявляется у подростков. Согласно опросу фонда Children’s Society, проведенному в 2012 году, с возрастом недовольство нарастает. Среди детей 10–11 лет каждый четвертый (25%) волновался по поводу своего внешнего вида; среди подростков 12–13 лет таких было уже 37%, а к 14–15 годам этот показатель увеличивался до 42%.

Более того, внешность все чаще начинает волновать дошкольников. Например, в 2006 году ученые сообщили, что вес и фигура волнуют даже шестилетних девочек, а в 2000 году было выявлено, что некоторые шестилетки воспринимают свое тело не совсем адекватно: оно кажется им больше, чем есть на самом деле. По данным за 2006 год, некоторые девочки уже в возрасте 5–8 лет знают о диетах и стандартах красоты.

Когда мы были маленькими

Совсем маленькие дети обычно думают и рассуждают о своей внешности на основе фактов, например:

Но проходят дни, месяцы и годы, и ребенок накапливает жизненный опыт, общаясь все с большим количеством людей. Чем старше мы становимся, тем шире и разнообразнее круг наших взаимодействий и переживаний. И то и другое может оказать влияние на наши мысли и чувства по поводу своей внешности (то есть на наш образ тела).

Почему так происходит? Дело в том, что именно жизненный опыт и общение позволяют узнавать, как наше тело воспринимается окружающими и какие параметры считаются «идеальными» среди знакомых и в обществе в целом.

Мы реагируем на ситуации и взаимодействия мыслями, чувствами и поступками.

В зависимости от того, что человек думает о собственном теле, внешность вызывает у него положительные или отрицательные эмоции.

Мысли накапливаются в хранилище образа тела и делают образ тела позитивным или негативным.

Позитивный образ тела

Если наполнить хранилище образа тела:

— основанными на фактах мыслями о своей внешности и ее значении (реалистичными мыслями)

— мыслями о том, что надо принимать тело таким, какое оно есть (принимающими мыслями)

— чувствами одобрения своего тела (позитивными чувствами)

…образ тела станет позитивным.

Негативные мысли, связанные с образом тела

Для некоторых типов нереалистичных и излишне негативных мыслей у психологов есть специальный термин. Они называют их ошибками мышления, или когнитивными искажениями. Вот популярные разновидности когнитивных искажений, характерные для людей с негативным образом тела:

Черно-белое мышление. Радикальное мышление, основанное на представлении о том, что мир черно-белый, без оттенков серого. Например, десятилетняя Мэнди считает себя «страшной уродиной».

Чрезмерные обобщения. Единичные случаи представляются признаком чего-то долговременного. Например, тринадцатилетний Том убежден: «Одна девочка в школе смеется над моими волосами, следовательно, никто никогда не будет считать меня красивым».

Гадание. Склонность к ожиданию худшего. Так, одиннадцатилетний Тони рассуждает: «Если я пойду в гости к друзьям, надо мной там будут смеяться из-за бородавки на лице».

Катастрофизация. Резкий переход к наихудшему возможному сценарию. Например, пятнадцатилетний Брендан думает: «Я навеки одинок и несчастен».

Чтение мыслей. Безосновательные предположения, что другие думают о тебе плохо. Например, четырнадцатилетняя Поппи полагает, что «все знакомые считают ее странной».

Преувеличение. Слишком сильное раздувание своих недостатков. В частности, двенадцатилетний Нил уверен: «Люди видят только мою некрасивую родинку на щеке».

Негативные сравнения. Сравнение себя с другими не в свою пользу. Например, четырнадцатилетняя Шэрон считает, что все девочки в классе симпатичнее ее.

Нереалистичные ожидания. Мышление категориями «я должен», «я обязан», «мне необходимо». Так, пятнадцатилетняя Белла убеждена, что ей «обязательно надо идеально выглядеть на вечеринке».


Источник

Сосредоточенность на негативе. Это касается жизненных ситуаций, слов других людей, твоей внешности и т. д. Например, тринадцатилетняя Дениз думает так: «У меня красивые волосы и глаза, но это неважно, потому что у меня прыщи».

Недоверие к позитиву. Склонность считать положительную информацию ложной или видеть в ней скрытый негатив. Так, шестнадцатилетний Мохаммад полагает: «Девочка, которая мне нравится в школе, сказала, что у меня классная прическа. Но это она из жалости».

Самопринижение. Очень критичное отношение к себе. Например, одиннадцатилетний Крейг называет себя «некрасивым слабаком».

Эмоциональное обоснование. Уверенность в том, что субъективное восприятие ситуации является единственно верным. Например, десятилетний Патрик думает: «Мне неприятно смотреть на себя в зеркале, значит, я неприятен для всех».

«Я не могу». Сомнения в способности что-то сделать по причине негативного отношения к своей внешности. В частности, четырнадцатилетняя Серена уверена, что ей нельзя пойти на пляж, пока она не похудеет.

Если вы заметили у себя или ребенка подобные мысли, то над ними нужно работать.

Личность больше, чем тело

Объясните ребенку, что личность человека не сводится к внешнему виду. Необходимо понимать, что человек — это нечто большее, чем его внешность. Нельзя определять себя исключительно на основе того, как ты выглядишь. Тело — это далеко не всё.

Особенности твоего характера, таланты, умения, достижения — все это часть твоей личности, как и твоя внешность. И пусть общество диктует, как важно выглядеть идеально, чтобы нравиться и быть любимым, на самом деле важнее то, какой ты человек.

Предложите подростку нарисовать контур человека — это он. За пределами контура пусть напишет то, что про него можно сказать с первого взгляда; а внутри — те вещи, которые можно узнать, только если с ним ближе познакомиться.

Используйте другие слова, когда говорите о теле

Говорить о своей внешности нужно в реалистичном и позитивном ключе. Такими же должны быть ваши мысли, иначе они плохо скажутся на образе тела. Осознанно подбирая слова и фразы для характеристики своего внешнего вида, вы укрепляете позитивный образ тела.

По материалам книги «Тебе не нужны фильтры!».
Обложка статьи: pexels.com

Похожие статьи