Подростковый период — время, когда дети учатся жить самостоятельно. Как и любой навык, это требует усилий. Вспомните, как ребенок учился ходить: сначала падал, но со временем стоял на ногах уже увереннее. Родители выступали в роли помощников. Они поддерживали малыша, давали пространство для развития, стелили мягкий коврик, чтобы падать было не больно.
Родители могут стать помощниками и для подростков, которые только начинают жить взрослой жизнью. Собрали правила, как помочь детям стать собраннее.
Превратить правила в привычку
Посмотрите вокруг: нас окружают простые правила. Например, мы наливаем кофе и открываем электронную почту, а подростки — мессенджеры. В определенное время мы выходим из дома на работу, подростки — в школу. По пятницам дети знают, что могут погулять подольше, потому что завтра выходной. Скорее всего, они даже не подозревают, что следуют простым правилам, когда решают, что надеть и когда помочь родителям в бытовых делах.
Благодаря простым правилам можно действовать, не останавливаясь, не тратя усилий и не раздумывая часами над каждым решением. Это привычки, которым мы следуем автоматически. Так почему бы не использовать всю их мощь? Обсудите с подростком, какие действия пора превратить в привычку. Например, выполнение домашних заданий в конкретное время, а лучше после определенных действий. Или чтение книг перед сном. Главное — устанавливать простые правила вместе.
Конкретизировать цель
Спросите подростка, какие у него есть цели. Если вы услышите расплывчатые формулировки, например, «поступить куда-нибудь», «классно провести каникулы», «завести друзей», предложите конкретизировать их. Куда конкретно поступить? Какие экзамены нужно сдать? Что для этого сделать?
Разложив так каждую цель, подросток увидит, что нужно делать сегодня и завтра, чтобы стать ближе к осуществлению мечты.
Найти узкое место
Узкое место — самая верная точка для приложения простых правил, ведь здесь будет максимальная отдача. Например, подросток задался целью найти подработку на лето. Здесь узким местом может стать общение с работодателями. В таком случае подростку придется заранее подумать, что отвечать на типичные вопросы, что спросить самому. Может, потренироваться говорить четко и громко, чтобы побороть стеснение.
Принцип «что, когда, как»
Стремиться устранить проблему, а не обойти ее — вот смысл этого принципа. Например, ребенок постоянно опаздывает. Взывать к его совести бесполезно, а докопаться до причины проблемы — может помочь. Почему он опаздывает? Поздно выходит из дома. Почему? Засиживается в гаджетах и теряет контроль над временем. Что делать, когда и как?
Вот одно из возможных решений. Подросток ставит два будильника: за полчаса и за пять минут до выхода из дома. Когда звонит первый будильник, ребенок переключается на быстрые игры, которые можно закончить в любой момент. Так ему будет проще оторваться от гаджета и выйти из дома.
Учите подростка искать первопричину проблем — одну или две переменные, не работающие в системе должным образом. Находя ее, он будет точно знать, что пошло не так.
Соответствие сложности задачи и возможностей
Почему нельзя просто запретить сидеть в гаджетах в примере выше? Ребенок вряд ли согласится на такие условия. Для него такая задача может оказаться слишком сложной. Можно заставить, но, как правило, дети начинают хитрить, чтобы продолжать делать так, как им хочется.
Нужна золотая середина — когда не слишком сложно и не слишком легко, а как раз то, что нужно. Задача должна подвергнуть способности некоему испытанию на прочность, но не мучить.
Подростки не знают, как научиться себя контролировать и идти к цели прямой дорогой. В силах родителей помочь им в этом.
По материалам книг «Простые правила», «Хватит гадать!», «Эссенциализм»
Обложка поста: unsplash.com