Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
3 критерия, по которым стоить оценить готовность ребенка к школе
20 апреля 2022 2 343 просмотра

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Задумываясь о подготовке к школе, родители часто делают акцент на развитии навыков чтения, письма и счета. Но есть еще 3 важных критерия, по которым стоит оценить готовность ребенка к поступлению в первый класс: психологический, физический и социально-эмоциональный.

Поговорили с нейропсихологом Екатериной Петренко, учителем начальных классов Анастасией Бондаревой и педиатром Марией Селиховой и узнали, на что родителям нужно обращать внимание и как поступить, если по одному или нескольким критериям ребенок не готов.

Психологическая готовность

Многие дети дошкольного возраста быстро устают, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам и искать более интересные для них занятия. Чтобы такого не происходило в школе, необходимо научить ребенка сосредотачиваться на задаче, контролировать положение тела и управлять собой, своими эмоциями и поведением.

Если школьник не может усидеть на месте, невнимательно слушает или поддается эмоциям, ему будет сложно следить за тем, что говорит учитель, и выполнять задания.

Еще очень важно развивать навык ориентации в пространстве и работать над мелкой и крупной моторикой — все это залог хорошего чтения и письма.


Тетрадь KUMON «Пространственное мышление» научит ориентироваться в пространстве и представлять предметы с разных точек зрения.

«Через моторику можно „выходить“ на развитие других высших психических функций: мышления, памяти, речи и внимания», — объясняет нейропсихолог Екатерина Петренко.

Упражнения и игры

Попробуйте такое упражнение: попросите ребенка что-то рассказывать, спеть песню или решить пример, находясь в движении. Можно подключить нейроскакалку или встать на балансир и в это время тренировать устный счет, учить стихотворения и словарные слова или играть в «Съедобное-несъедобное».

Для развития памяти подойдут игры типа Memory или «Найди отличия». Еще можно выложить на столе предметы, затем спрятать один и попросить ребенка вспомнить, чего не хватает. Такие задания помогают задействовать не только память, но и внимание.

Поиск одинаковых предметов также способствует развитию навыков концентрации и внимания. На фото — тетрадь KUMON «Найди пару. Транспорт».

Для развития мышления хорошо работают игры на классификацию: когда мы просим ребенка сгруппировать разные картинки по какому-то крупному признаку. Например, мебель, транспорт, фрукты, игрушки и так далее.

Работа со специалистом

Цель любой подготовки — сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу, и ему там было легко и интересно. Поэтому, если у вас есть сомнения по поводу психологической готовности ребенка к школе — возможно, стоит пройти диагностику у нейропсихолога. В идеале сделать это за год до школы, чтобы успеть скорректировать нарушения.

Социально-эмоциональная готовность

Еще один критерий, по которому оценивают готовность дошкольника, — социально-эмоциональный. Учитель начальных классов Анастасия Бондарева уверена: «От самоощущения ребенка в школе и умения принимать свои удачи и неудачи во многом зависит его учебная мотивация, увлеченность и ощущение успешности. А это, в свою очередь, влияет и на усвоение новой информации и поведение».

«Лучше пересидеть, чем не досидеть»

Неготовность к школе по социально-эмоциональному критерию, можно попробовать «подтянуть» занятиями. Но они не всегда помогают. В этом случае лучше отложить поступление в первый класс и подождать, пока ребенок «дозреет».

Чтобы дошкольнику было проще справляться с неудачами, постарайтесь объяснить и почаще напоминайте, что такое может произойти с каждым, это нормально и вовсе не так страшно, как кажется на первый взгляд. Можно привести примеры из своей жизни или попробовать вместе найти причину и придумать, как исправить ситуацию.


Обязательно хвалите ребенка за старание, даже если он выполнил упражнение неправильно. Это поможет сформировать позитивное отношение к учебе. На фото тетрадь KUMON «Учим слова и играем. Мой дом»

Если вы хотите помочь ребенку быстрее адаптироваться, постарайтесь найти контакт с учителем и прислушиваться к его рекомендациям. Также важно каждый день разговаривать с ребенком и показывать свою заинтересованность во всем, что с ним происходит.

Физическая готовность

Для успешного обучения в школе важны не только психологическая и социально-эмоциональная готовность к школе, но и физическая. Педиатр Мария Селихова отмечает: «Физически подготовленный ребенок быстрее адаптируется к новым нагрузкам и условиям школьной жизни».

Физическая готовность определяется по множеству критериев:

  • Состояние здоровья ребенка (группа здоровья, наличие врожденных или хронических заболеваний, насколько часто дошкольник болеет инфекционными заболеваниями). Иногда врач-педиатр может рекомендовать родителям отложить поступление в первый класс или предложить обучение на дому.
  • Общее физическое развитие. Сюда помимо роста и веса относят точность и скоординированность движений, выносливость, ловкость, скорость и силу.
  • Навыки самообслуживания. Умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, мыть руки, пользоваться туалетом и столовыми приборами.


Источник

Мы, родители, можем помочь ребенку подготовиться к школе. Для этого нужно заранее:

  • Выстроить режим дня с полноценным ночным сном и ежедневными прогулками на свежем воздухе.
  • Помочь ребенку соблюдать двигательный режим: ограничить время перед экраном, больше гулять пешком, бегать и прыгать.
  • Сформировать интерес к спорту, спортивным играм, урокам физической культуры.
  • Попробовать естественное закаливание с самого раннего возраста: следить, чтобы температура в квартире была не выше 24°, регулярно проветривать, не кутать ребенка, разрешать есть и пить холодное.
  • Провести санацию очагов хронической инфекции (например, вылечить кариес).
  • Тренировать усидчивость, чтобы будущему первокласснику было легче переносить длительные статические нагрузки.

Не всегда проблемы, о которых мы поговорили выше, «чинятся» сами собой. Поэтому важно как можно раньше провести диагностику и обратиться за помощью к специалисту, если в этом будет необходимость.

Обложка: pexels

Похожие статьи