Пасуете ли вы перед трудностями? Иногда мы все говорим что-то вроде: «Я плохо разбираюсь в математике, поэтому нет смысла учиться» или «Я не могу измениться — так зачем пытаться?» Рабочая тетрадь «Развиваем гибкое мышление» написана специально для подростков, которые часто сдаются, не верят в себя, и хотят осознать свой потенциал для роста, изменений и совершенствования. Это практическое руководство от экспертов в области психологии и нейробиологии поможет подросткам изменить образ мышления, а вслед за ним — свою жизнь. Публикуем отрывок из рабочей тетради.
Как научиться замечать и отличать установки
У подростков — да и у взрослых! — обычно существует одна из двух установок, то есть один из двух наборов убеждений о своей способности развиваться, меняться и восстанавливаться после стресса. Специалисты по мозгу называют их установкой на данность (фиксированным мышлением) и установкой на рост (гибким мышлением). Человек с первой установкой склонен считать свои качества и состояния — застенчивость, грусть, одиночество и так далее — «высеченными в камне», почти неизменными. Во втором же случае человек полагает, что все это со временем может измениться, особенно если приложить усилия, попробовать новые стратегии и найти тех, кто поддержит.
Факт 1. Люди с установкой на данность и люди с установкой на рост по-разному воспринимают себя и справляются со стрессом.
Установка на данность порождает мысли вроде «Ты такой, какой есть» (читай: увяз в депрессии, вечной тревоге и никому не нравишься), «Ты никогда не изменишься» и, конечно же, «С этим ничего не поделаешь». Если переживаешь, тоскуешь или подавлен, то думаешь так: «Что ж, привыкай, ты просто такой человек». Мысли, вызванные этой установкой, ошибочны и преувеличены, но иногда в них легко поверить — особенно когда ты уязвим. Мысли, которые появляются под влиянием установки на рост, говорят нам о том, что изменения реальны, а неприятности и стресс дарят новые возможности. Установка на рост напоминает о научной истине: думая по-новому, ты формируешь в мозге новые нейронные связи, а они меняют твои чувства и действия.
Источник
Факт 2. Установки непостоянны. Человек то и дело переходит из одного состояния в другое, поэтому у каждого периодически возникают и мысли, связанные с установкой на данность, и мысли, связанные с установкой на рост.
Наверное, у тебя уже появлялись и те и другие. Они могут возникать в голове в один день и даже одновременно! Это совсем не удивительно: установки, как уже говорилось, довольно зыбки, меняются со временем и в зависимости от ситуации, в которой мы оказались. Например, переживая стресс или поражение, ты обычно относишься к себе строже и склонен к фиксированному мышлению, а не к более мягкой и гибкой установке на рост.
Факт 3. Поскольку установки вызывают совершенно разные мысли, действия они тоже вызывают очень разные.
Разницу между двумя типами мышления важно знать потому, что они подталкивают тебя к совершенно противоположному поведению.
Фиксированное мышление призывает сдаться, как только жизнь перестает быть легкой, или игнорировать то, что огорчает. Ты говоришь себе: «Не поднимай руку на алгебре, все равно ответишь неправильно и только опозоришься». Или: «Какой смысл идти на вечеринку? Я не умею знакомиться и нормально общаться».
Установка на данность держит в зоне комфорта. Неудивительно, что хочется к ней прислушаться. Спасовать перед трудностями или убежать от ситуации, в которой можно потерпеть неудачу, — вполне приятные варианты. Но облегчение будет недолгим. К сожалению, в перспективе это приведет к провалу. Фиксированное мышление блокирует любые изменения мозга. Так что чем больше ты действуешь исходя из установки на данность, тем меньше пробуешь новые способы справиться с ситуацией. И когда возникнет проблема, скорее всего, не сможешь решить ее и даже попросить помощи. Как и сформировать новые нейронные связи и измениться в нужном направлении.
Установка же на рост заставляет думать примерно так: «Да, дела сейчас идут не очень, но мне по силам решить проблему или найти поддержку». Иначе говоря, стресс и трудности воспринимаются как возможности для перемен и роста. Ты можешь подумать: «Да, неправильно ответить перед всем классом — это неприятно, но учитель мне поможет, даже если сразу я не справлюсь». Или: «Да, я боюсь, что на вечеринке будет одиноко, но зато я смогу попрактиковаться говорить с новыми людьми, и в итоге все сложится неплохо».
Прислушиваться к таким мыслям может быть страшно: вообще-то они призывают оказаться в ситуации, которая (вначале) вызывает стресс и сомнения в успехе. Однако они в разы повышают вероятность того, что ты научишься решать проблемы иначе, преодолеешь неуверенность и опасения, получишь нужную поддержку и классный опыт, а в твоем мозге сформируются новые связи.
Установка на данность ведет к мыслям вроде «Раз я все равно не могу измениться, не стоит и пробовать». Прислушиваясь к ним, ты будешь чувствовать себя в безопасности, но не сможешь развиваться.
Установка на рост, напротив, вызывает мысли о том, что меняться сложно, но возможно; просто потому, что так устроен человеческий мозг. Поверить в это может быть некомфортно и страшно, но именно такой настрой в перспективе меняет жизнь к лучшему.
Больше полезного ищите в рабочей тетради «Развиваем гибкое мышление». В серию «Ключ к себе» входят тетради, которые помогут проработать самые распространенные психологические проблемы, возникающие в подростковом возрасте: стресс, тревожность, неуверенность в себе. Выполняя несложные задания, подростки получат базовые знания о проблеме и смогут самостоятельно, быстро и почти без усилий привести в порядок свое психологическое состояние.
Обложка статьи: pexels.com