Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Присмотритесь: не обманывает ли вас мозг?
7 марта 2022 4 872 просмотра

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

Помните ли вы, какое время было на часах, когда вы последний раз брали в руки телефон? А ведь время и дата отображаются на экране крупными цифрами! Правда в том, что в большинстве случаев мы видим лишь то, что хотим видеть. Таким образом мозг защищает нас от лишней информации. И это лишь один пример того, как рациональное мышление порой может нас подводить. Собрали еще несколько «уловок для мозга» из книги «Фейк».

А была ли горилла?



Фейк

Посмотрите знаменитое видео, которое снял профессор психологии Дэниел Саймонс. В нем две группы людей — в черных и белых футболках — перекидывают друг другу мяч. Вам нужно посчитать, сколько раз мяч передадут внутри каждой команды.

Посмотрели? Теперь вам наверняка понятно, что суть видео — вовсе не в подсчете мячей. Оно наглядно показывает, что такое избирательное внимание.

Когда мы фокусируемся на чем-то одном, то часто не замечаем происходящего вокруг. Например, гориллу, которая входит в кадр и бьет себя в грудь.

Участники эксперимента, которым потом показали, как демонстративно вела себя горилла в кадре, не могли поверить, что они не заметили этого. Все дело в том, что мозг стремиться максимально сократить затраты энергии при решении каких-либо задач, а потому сосредотачивается только на главном. Если бы мы замечали все вокруг, то просто сошли бы с ума.

Невидимый враг

Смайлики, которые мы используем в повседневной жизни, — это всего лишь черточки на экране. Тем не менее мы безошибочно угадываем зашифрованную в них эмоцию.

А случалось ли вам видеть морду страшного зверя в фарах проезжающего мимо автомобиля? Находить знакомые фигуры в облаках? Или разглядывать очертания человеческого лица в горных выступах?

Все перечисленное выше — это примеры парейдолии. Так в науке называют явление, при котором в очертаниях предметов мы видим что-то другое.

Это свойство психики тоже досталось нам от предков. Так как они жили в постоянной опасности, им приходилось всегда быть начеку. Ведь не заметить хищного зверя могло стоить жизни.

У этого явления есть и обратная сторона — когда, будучи постоянно начеку, мозг начинает искать связь между отдельными событиями.

Однако не все связи, которые обнаруживает наш мозг, на самом деле имеют значение. К примеру, вы сходили в ресторан и почувствовали расстройство желудка. Нет 100%-ной гарантии, что это произошло из-за испорченных продуктов — возможно, вы просто не помыли руки или подхватили вирус. Однако с точки зрения выживания лучше лишний раз предостеречь себя от похода в ресторан, увидев ложную взаимосвязь, чем пропустить истинную.

Зрительный обман

И снова начнем с загадки.

Признайтесь, вам тоже сначала хотелось ответить, что верхний отрезок длиннее нижнего. Но, присмотревшись, вы поняли, что на самом деле они равны?

Психолог Даниэль Канеман считает, что наш мозг делает выводы двумя способами:

1.Интуитивное ощущение

Это та самая «первая мысль», которая приходит в голову и чаще всего оказывается неверной.

2.Медленный метод

Рациональное мышление, которое требует времени и сил.

Мы уже знаем, что мозг старается экономить ресурсы, а потому максимально избегает рационального метода.

Это хорошо известно фокусникам и иллюзионистам. Большинство их трюков сводятся к тому, чтобы просто отвлекать внимание людей и не давать им сосредоточиться на деталях. Зрители смотрят на сцену, но в буквальном смысле ничего не видят.

А вот пример зрительной иллюзии, которая работает так же.

Когда свойство нашего мозга к самообману используют для развлечения, это забавно. Хуже, когда этим же пользуются при распространении слухов, пропаганды или теорий заговора. О том, как использовать рациональное мышление и не поддаваться на ловушку ложных новостей, расскажет книга «Фейк» — яркое иллюстрированное пособие для подростков, посвященное поиску достоверной информации в постоянно меняющемся мире.

Фото на обложке — из книги «Фейк»

Рубрика
Интересное
Похожие статьи