Искусство учиться
Учимся писать: первая пропись с русскими буквами по японской методике KUMON
14 февраля 705 просмотров
Искусство учиться
Учимся писать: первая пропись с русскими буквами по японской методике KUMON
14 февраля 705 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

В декабре в МИФе вышла долгожданная рабочая тетрадь «KUMON. Учимся писать печатные буквы русского алфавита» — первая пропись с русскими буквами по японской методике KUMON. Это событие стало знаковым в жизни проекта KUMON в России.

Узнали у редактора развивающих серий в МИФ.Детство Варвары Алёхиной, как вообще удалось адаптировать японскую методику под русский алфавит и почему буквы в тетради изучаются не с А до Я.



KUMON. Учимся писать печатные буквы русского алфавита

В конце статьи вас ждет порция рекомендаций, которые помогут выбрать пособия для подготовки к школе, подходящие вашему ребенку.

В чем особенность методики KUMON?

Во всех пособиях KUMON, и в новой тетради в том числе, заложен принцип от простого к сложному. Сначала всегда идет самое легкое упражнение, потом все труднее и труднее. Нередко первые задания направлены на то, чтобы заинтересовать малыша.

Ребенок получает знания небольшими «порциями», но регулярно, и постоянно повторяет пройденное. Такой подход позволяет выработать привычку к обучению, включает долговременную память и имеет терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает самооценку и заинтересованность в дальнейшем обучении.

Еще одна особенность тетрадей KUMON — это эдьютейминг. Все задания разработаны в виде игры. Ребенок не учится, а играет.

По методике рекомендуется заниматься не более 20 минут, но каждый день. За это время ребенок сможет сделать 2-4 листочка из тетради.

Такое микрообучение позволяет избежать перегрузки, научиться концентрироваться и решать сложные задачи по частям.

Чем эта пропись отличается от других и почему буквы в тетради изучаются не по алфавиту?

Главное отличие этих прописей от других, существующих на рынке, в самой методике. Помимо того, что ребенок обучается поэтапно, маленькими шажками, и на постоянной основе. Здесь еще и буквы идут не по порядку, а по сложности написания.

Сначала ребенок будет писать буквы, состоящие из прямых линий, затем из наклонных, далее — буквы с дугами и, наконец, с окружностями, которые доставляют малышам немало хлопот.

Перед тем как приступить к написанию букв, ребенок потренируется проводить линии различной сложности.

Мы неслучайно начали именно с печатных букв, хотя в некоторых методиках к ним относятся как к чему-то необязательному. Дело в том, что ребенку, который только учится писать, всегда проще сначала научиться писать буквы, состоящие из прямых линий, а уже потом переходить к курсивным.

Для дошкольника печатных букв будет вполне достаточно. В них есть те же палочки, овалы и полуовалы, которые потом встретятся в школьных прописях. А еще, на отработку элементов в первом классе сейчас отводится меньше времени, поэтому дополнительная тренировка не будет лишней.

Как удалось адаптировать японскую методику под русские буквы?

Мы не адаптировали японскую методику, а, по сути, создали тетрадь с нуля вместе с коллегами из центра KUMON. Процесс подготовки занял очень много времени — проект готовился 4 года. Наши японские коллеги — люди очень внимательные и ответственные.

За основу мы взяли принципы методики, о которых говорили выше, и исходя из них, разложили русские буквы. Начинали с того, что разбирали каждую букву на элементы, из которых она состоит, и смотрели, какие писать легче, а какие сложнее.

Казалось бы, что сложного? Бери русский алфавит и рисуй линии по порядку. Однако не все так просто. Письмо — сложный навык, требующий определенного развития мозга, мелкой моторики и хоть немного усидчивости. Чтобы научить ребенка писать, надо учесть все это и еще несколько факторов: малышу не должно быть скучно во время занятий, не должно быть слишком легко или слишком трудно. При этом у него должно получаться, потому что маленькие победы рождают уверенность в своих силах. Исходя из этого нужно было правильно выстроить буквы.


В России издано уже более 100 рабочих тетрадей KUMON. Большинство из них сгруппированы в подсерии по возрастам и навыкам и образуют 16 «мини-курсов».

Мы много сил вкладывали в тетрадь на всех этапах разработки. Это по-настоящему большой труд. Просто перевести и адаптировать гораздо легче, чем сделать с нуля. Но результат стоил всех усилий.

Как родителям выбрать тетради, которые подойдут ребенку?

До того, как приступить к написанию букв, важно подготовить руку к письму. Поэтому в первую очередь стоит обратить внимание на тетради, которые предшествуют прописям: штриховки, «обводилки», лабиринты, рисование линий и геометрических фигур. То есть все то, что заставляет ребенка постепенно перейти от рисования форм или штрихов к написанию букв.

Эти тетради помогут развить мелкую моторику и подготовят к тому, чтобы потом он мог написать буковку маленького размера. Потому что, когда дети начинают писать, у них получаются очень крупные буквы. Но постепенно они учатся уменьшать их до ширины строчки. Плюс в школе очень много заданий на мелкую моторику. И от того, как она развита, будет зависеть, насколько комфортно будет ребенку учиться.

В магазинах столько пособий. Как родителям не растеряться?

Конечно, мы не можем скупить все существующие тетради, чтобы понять, какая поможет. Поэтому стоит изучать, что есть на рынке, и пробовать. В открытом доступе много бесплатных материалов. Например, мы в МИФе иногда присылаем пробники в рассылке и на сайте для каждой тетради есть страницы, которые можно скачать, распечатать и предложить ребенку. Это позволит понять, подходит ли тетрадь малышу, и сможет ли он заниматься по такой методике.

Еще важно понимать, для чего вы это делаете. В большинстве случаев цель родителя — подготовить ребенка к школе.

В современных реалиях ребенок не может прийти в первый класс и не уметь читать, писать и считать до 30.

Если ребенок приходит в школу неподготовленным, то совмещать две функции — учиться чему-то и адаптироваться в новых условиях, — ему достаточно сложно.


Родитель может самостоятельно оценить, какие навыки ребенка нуждаются в более пристальном внимании и развитии.

После того как вы определитесь с целями, можно провести диагностику и понять, что дошкольник может сам: может ли вырезать и приклеить, сделать аппликацию и слепить фигурку из пластилина. Попросите малыша прочитать небольшой текст или посчитать. Уже по этим крупным блокам вы сможете определить, что нужно развивать.

А дальше выбирать либо пособия экспертов, которым вы доверяете, либо методом перебора. Одно пособие не помогает, ничего не получается — пробуем другое. Это работает, но частично — добавляем еще какую-то методику. При этом можно адаптировать материалы под собственного ребенка.

Что посоветовать современным родителям?

Если что-то не получается, лучше не заставлять ребенка, потому что можно вообще отбить желание учиться. Важно периодически отпускать и пробовать разные методы. Предлагать не целую тетрадь, а отдельные листы с заданиями. Или заранее раскладывать их по разным уголкам, чтобы в нужный момент нужный листок попался на глаза ребенку, и он сам его сделал. Если тетрадки не работают — искать другие варианты. Просить ребенка научить вас чему-то: найти букву, прочитать слово, написать что-нибудь, решить пример, разгадать головоломку. Это тоже может сработать. И главное — не падать духом!

Похожие статьи