Искусство учиться
К школе не готов: почему родители переоценивают подготовку к школе
24 января 1 931 просмотр
Искусство учиться
К школе не готов: почему родители переоценивают подготовку к школе
24 января 1 931 просмотр

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Занятия по подготовке к школе стали обязательным пунктом в чек-листе родителя, ведь считается, что будущие первоклассники должны уметь писать, читать и считать. Так ли это на самом деле? Действительно ли необходимо готовить ребенка к школе или можно расслабиться и наслаждаться детством?

Узнали у автора учебных пособий для дошкольников и школьников и научного редактора тетради KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита» Светланы Воскресенской, как оценить готовность ребенка к школе, можно ли обойтись без дополнительных занятий и что на самом деле должен уметь ребенок к первому классу.



Учимся писать печатные буквы русского алфавита


Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и школьников

Критерии готовности ребенка к школе

Существует три критерия, по которым можно оценить готовность ребенка к школе:

  • физиологическая готовность (рост, вес и так далее);
  • психологическая готовность (развитие памяти и мышления. Способность удерживать внимание пока оценивать рано — у дошкольников не хватает на это волевых усилий);
  • эмоциональная готовность (может ли ребенок воспринимать свои удачи-неудачи, включен ли он в общественные отношения). У будущих первоклассников, которые не посещали детский сад, могут возникать сложности с адаптацией из-за того, что им не хватает социально-эмоциональной готовности.

Нужна ли подготовка к школе?

Ответ на этот вопрос зависит от того, как проходит подготовка: это перенос начальной школы в дошкольное образование, когда ребенок сидит за партой и пишет в прописях через «не хочу»? Или это игровая деятельность, в ходе которой он учится? Во втором случае ребенку интересно, и он не воспринимает обучение как «сейчас меня снова усадят и заставят что-то делать».

Если вы занимаетесь с ребенком дома и видите, что он устал или ему скучно, попробуйте придумать что-то интересное: можно не сидеть за столом, а лечь на пол и рисовать карандашами, не писать буквы, а выводить отдельные элементы, которые потом ребенок соединит за три минуты и превратит в буквы.

Если посмотреть на необходимость подготовки с точки зрения системы образования и учебников для начальной школы, то без подготовки можно обойтись.

Практически во всех учебниках и букварях есть материал, который рассчитан на неподготовленных детей: в классе их научат читать, выполнять действия сложения, вычитания, умножения, писать буквы. Безусловно, учителя дают более глубокие знания, но начинают они все равно с основ.

Что должен уметь будущий первоклассник

Дошкольника нужно учить тому, что поддержит его желание заниматься и поможет ему быстрее адаптироваться к новой среде.

Понимание пространства

Часто ребенок хорошо понимает понятия «больше-меньше», но плохо ориентируется в пространстве: путает право и лево, высокий и низкий, длинный и короткий.


В тетради KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита» перед изучением букв малыши учатся проводить линии снизу вверх и слева направо. — Источник

Операции с множествами

Важно уметь группировать, объединять предметы по разным основаниям. Делать это можно по-разному. Например, по цвету (когда мы можем включить в одну группу клубнику, мячик, платье и фломастер, потому что они красные). Чем больше способов объединения и группировки предметов находит ребенок, тем лучше. Потом ему будет легче работать с математическими понятиями.

Мелкая моторика

Для развития моторики предлагайте ребенку рисовать, лепить, собирать пластмассовый, скручивающийся конструктор.


Источник

Писать можно, но для дошкольника достаточно освоить элементы букв, потому что в школе на них отводится меньше времени.

Развитие речи

У ребенка должна быть хорошо развита речь. Желательно, чтобы он мог пересказать услышанное и прочитанное, а также не только ответить на вопросы, но и задать их. Для этого есть интересные приемы. Например, ребенок посмотрел мультфильм, и мы просим его рассказать: кто был в этом мультфильме, что делали герои, почему они это делали, зачем, где и когда? Отвечая на эти вопросы, ребенок учится пересказывать.

Слушание книг

Аудиокниги дают ребенку возможность слушать их в любой ситуации, проживать моменты, которые, возможно, он никогда в жизни не испытает, и играть в сюжетно-ролевые игры. Поэтому, если ему хочется, пусть играет во время прослушивания. Вы заметите, как ребенок начинает играть в то, что слышит.

Уметь слушать книги важно, потому что аудирование:

  1. Развивает слух (в школе этот навык пригодится — все диктанты пишутся на слух).
  2. Развивают эмоциональность (аудиокниги читают актеры).
  3. Способствуют правильному формированию предложений. Ребенок запоминает обороты и может строить более сложные предложения.
  4. Развивают воображение. Здесь нет картинок и все, что происходит, нужно «нарисовать» в голове. Если дети отказываются слушать книгу, потому что перед глазами нет картинок — выход есть: можно слушать и рисовать к ней иллюстрации.

Как видите, все необходимые навыки можно развить в повседневном общении и коротких занятиях с малышом. А выучить таблицу умножения он еще успеет.

Обложка: pexels

Похожие статьи