Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
С какими сложностями сталкивается ребенок, который учится писать
18 января 2022 2 509 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Когда ребенок приходит в первый класс, он должен сделать миллион дел: освоиться в коллективе, привыкнуть к учителю, регулярно читать, писать и считать. Многовато для одного семилетнего малыша!

В этой статье поговорим о сложностях, с которыми сталкиваются первоклашки, когда учатся писать. Разобраться в теме поможет автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы Светлана Воскресенская. Она разберет примеры из рабочей тетради Kumon «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».



Учимся писать печатные буквы русского алфавита


Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы

1. Узкая строчка

Первая сложность, с которой сталкиваются дети, — необходимость вписать буквы в узкую строчку. В прописи Kumon «Учимся писать печатные буквы русского алфавита» ребенок начинает с отдельных элементов букв большого размера. И постепенно эти элементы становятся все меньше и меньше.


В этом задании ребенку предстоит освоить написание вертикальных линий.

Занятия строятся следующим образом: например, мы видим, что у малыша получается большой элемент. Значит, можно ставить следующую задачу — написать этот же элемент в более узком пространстве. Затем — в еще более узком. И так далее.

2. Наклон

Печатные буквы пишутся в тетради в клеточку и без наклона. Как только мы переходим к прописным буквам, ребенку необходимо научиться соблюдать наклон.

Наклон зависит от положения тетради, а не от положения руки. И следить за правильным положением тетради для дошкольника очень сложно.

Поэтому лучше начинать обучение письму с печатных букв — у них и заглавные, и строчные пишутся одинаково. А еще у печатных букв есть элементы, которые потом встретятся в прописях: палочки, овалы и полуовалы.

Когда ребенок приходит в школу и ему говорят: «Нарисуй, пожалуйста, палочку с закруглением вправо или влево», — он теряется и не понимает, в какую сторону нужно выполнить закругление.


В прописях Kumon хорошо прорабатываются пространственные моменты: сверху вниз, справа налево.

Ориентация в пространстве пригодится, когда школьник начнет писать буквы. Так у ребенка формируется алгоритм написания буквы.

3. Алфавитный порядок

Мы не можем учить детей писать в одной последовательности, а читать — в другой. Поэтому в стандартных школьных прописях буквы идут не от простого к сложному, а так, чтобы ребенок научился читать.

Но если бы была такая возможность, мы бы начинали учить писать, как в тетради Kumon: сначала — буквы, которые состоят из палочек, затем — буквы из палочек с закруглением, дальше — буквы из палочек с петелькой. И уже в самом конце мы бы учились писать овалы и полуовалы.


В тетрадях Kumon ребенок сначала осваивает буквы, которые состоят из вертикальных и горизонтальных линий.

Вспомните, с какой буквы начинается большинство прописей? С буквы А, в которой самый сложный элемент — это овал. В Kumon обучение письму начинается с самых простых элементов, а затем идет по пути постепенного усложнения. В конце мы пишем те буквы, с которыми дети испытывают наибольшие сложности.

4. Все и сразу

Еще одна сложность состоит в том, что детям приходится учиться всему и сразу. Причем быстро. Это непросто. Особенно, когда не помнишь правильного написания, рука не слушается, ручка не пишет, а вокруг сидит еще 30 малознакомых ребят.


Чтобы ребенку было проще адаптироваться в школе, важно уже в дошкольном возрасте освоить элементы печатных букв.

Поначалу ребенок может не вписывать их в строчки, а просто рисовать. В любом случае так ему будет гораздо проще перейти к прописным буквам — останется лишь уменьшить знакомый элемент и уместить его в строку.

Почему важно идти от простого сложному?

Возьмем бытовой пример: мы учим ребенка лепить и просим его слепить слоника. Показываем картинку или готовую модель, даем кусок пластилина. Ребенку не понятно, как из этого куска пластилина сделать слоника, у него нет такого опыта. Он видит кусок пластилина и начинает его ломать.

Но если мы сначала научим ребенка делить пластилин, создавать определенные формы — шара, куба, параллелепипеда, цилиндра, покажем, как делать плоские детали, а потом уже дадим ему фигурку слоника, он скажет: «Да, тут все просто». Также и с буквами: если ребенку, который занимался по этим прописям, показать любую букву, первое, что он начнет делать — это делить ее на элементы.

Чем еще хороша тетрадь Kumon

Задания в тетради хорошо сгруппированы: есть группа, которая состоит только из палочек. При этом родитель может ничего не объяснять ребенку и механически работать с этими прописями, а может — и поиграть. Это не значит, что мы нарушаем методику, которая заложена в прописи. Нет, так мы ее развиваем. Например, можно сыграть в «Сходства и отличия»: буква П и буква Н — похожи? Чем они похожи? У них есть две параллельные линии. Чем они отличаются? Поперечная палочка наверху и в серединке. И подобных задач можно придумать еще много.


В конце прописи Kumon есть страничка, где ребенок повторяет буквы. Мы можем создать игровую ситуацию и попросить малыша вспомнить, как он учился писать каждую букву и рассказать, как будет ее писать.

Или попросить малыша научить вас писать буквы: «Сейчас я буду писать букву М, куда мне нужно поставить карандашик? А куда теперь вести линию?». Если ребенок ошибается, можно спросить: «Ты точно уверен, что я так должен писать?». Другими словами, через игру мы передаем ответственность ребенку. А еще ребенок закрепляет пройденное, объясняя все понятия своими словами.

Такие занятия формируют умение анализировать и выстраивать алгоритм действий: «Я хочу сделать вот это, какие шаги мне нужно предпринять?». Это пригодится и в дальнейшем обучении, и в жизни.

Обложка: pexels

Похожие статьи