Когда ребенок приходит в первый класс, он должен сделать миллион дел: освоиться в коллективе, привыкнуть к учителю, регулярно читать, писать и считать. Многовато для одного семилетнего малыша!
В этой статье поговорим о сложностях, с которыми сталкиваются первоклашки, когда учатся писать. Разобраться в теме поможет автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы Светлана Воскресенская. Она разберет примеры из рабочей тетради Kumon «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».
Учимся писать печатные буквы русского алфавита
Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и начальной школы
1. Узкая строчка
Первая сложность, с которой сталкиваются дети, — необходимость вписать буквы в узкую строчку. В прописи Kumon «Учимся писать печатные буквы русского алфавита» ребенок начинает с отдельных элементов букв большого размера. И постепенно эти элементы становятся все меньше и меньше.
В этом задании ребенку предстоит освоить написание вертикальных линий.
Занятия строятся следующим образом: например, мы видим, что у малыша получается большой элемент. Значит, можно ставить следующую задачу — написать этот же элемент в более узком пространстве. Затем — в еще более узком. И так далее.
2. Наклон
Печатные буквы пишутся в тетради в клеточку и без наклона. Как только мы переходим к прописным буквам, ребенку необходимо научиться соблюдать наклон.
Поэтому лучше начинать обучение письму с печатных букв — у них и заглавные, и строчные пишутся одинаково. А еще у печатных букв есть элементы, которые потом встретятся в прописях: палочки, овалы и полуовалы.
Когда ребенок приходит в школу и ему говорят: «Нарисуй, пожалуйста, палочку с закруглением вправо или влево», — он теряется и не понимает, в какую сторону нужно выполнить закругление.
В прописях Kumon хорошо прорабатываются пространственные моменты: сверху вниз, справа налево.
Ориентация в пространстве пригодится, когда школьник начнет писать буквы. Так у ребенка формируется алгоритм написания буквы.
3. Алфавитный порядок
Мы не можем учить детей писать в одной последовательности, а читать — в другой. Поэтому в стандартных школьных прописях буквы идут не от простого к сложному, а так, чтобы ребенок научился читать.
Но если бы была такая возможность, мы бы начинали учить писать, как в тетради Kumon: сначала — буквы, которые состоят из палочек, затем — буквы из палочек с закруглением, дальше — буквы из палочек с петелькой. И уже в самом конце мы бы учились писать овалы и полуовалы.
В тетрадях Kumon ребенок сначала осваивает буквы, которые состоят из вертикальных и горизонтальных линий.
Вспомните, с какой буквы начинается большинство прописей? С буквы А, в которой самый сложный элемент — это овал. В Kumon обучение письму начинается с самых простых элементов, а затем идет по пути постепенного усложнения. В конце мы пишем те буквы, с которыми дети испытывают наибольшие сложности.
4. Все и сразу
Еще одна сложность состоит в том, что детям приходится учиться всему и сразу. Причем быстро. Это непросто. Особенно, когда не помнишь правильного написания, рука не слушается, ручка не пишет, а вокруг сидит еще 30 малознакомых ребят.
Чтобы ребенку было проще адаптироваться в школе, важно уже в дошкольном возрасте освоить элементы печатных букв.
Поначалу ребенок может не вписывать их в строчки, а просто рисовать. В любом случае так ему будет гораздо проще перейти к прописным буквам — останется лишь уменьшить знакомый элемент и уместить его в строку.
Почему важно идти от простого сложному?
Возьмем бытовой пример: мы учим ребенка лепить и просим его слепить слоника. Показываем картинку или готовую модель, даем кусок пластилина. Ребенку не понятно, как из этого куска пластилина сделать слоника, у него нет такого опыта. Он видит кусок пластилина и начинает его ломать.
Но если мы сначала научим ребенка делить пластилин, создавать определенные формы — шара, куба, параллелепипеда, цилиндра, покажем, как делать плоские детали, а потом уже дадим ему фигурку слоника, он скажет: «Да, тут все просто». Также и с буквами: если ребенку, который занимался по этим прописям, показать любую букву, первое, что он начнет делать — это делить ее на элементы.
Чем еще хороша тетрадь Kumon
Задания в тетради хорошо сгруппированы: есть группа, которая состоит только из палочек. При этом родитель может ничего не объяснять ребенку и механически работать с этими прописями, а может — и поиграть. Это не значит, что мы нарушаем методику, которая заложена в прописи. Нет, так мы ее развиваем. Например, можно сыграть в «Сходства и отличия»: буква П и буква Н — похожи? Чем они похожи? У них есть две параллельные линии. Чем они отличаются? Поперечная палочка наверху и в серединке. И подобных задач можно придумать еще много.
В конце прописи Kumon есть страничка, где ребенок повторяет буквы. Мы можем создать игровую ситуацию и попросить малыша вспомнить, как он учился писать каждую букву и рассказать, как будет ее писать.
Или попросить малыша научить вас писать буквы: «Сейчас я буду писать букву М, куда мне нужно поставить карандашик? А куда теперь вести линию?». Если ребенок ошибается, можно спросить: «Ты точно уверен, что я так должен писать?». Другими словами, через игру мы передаем ответственность ребенку. А еще ребенок закрепляет пройденное, объясняя все понятия своими словами.
Такие занятия формируют умение анализировать и выстраивать алгоритм действий: «Я хочу сделать вот это, какие шаги мне нужно предпринять?». Это пригодится и в дальнейшем обучении, и в жизни.
Обложка: pexels