Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Что нужно знать родителям, прежде чем отдавать детей в кружки и секции
8 сентября 2021 149 093 просмотра

Дарья Абрамова
Дарья Абрамова

Танцы, спорт, шахматы… Родители отдают ребенка на множество дополнительных занятий с надеждой, что так у их чада будет больше шансов стать успешнее — не только в учебе, но и в жизни в целом. К тому же кружками и секциями родители стремятся заполнить день ребенка, чтобы он не скучал после школы или вместо детского сада. Но не всегда занятия идут на пользу. Вместе с основательницей онлайн-школы «Кодабра» Дарьей Абрамовой разберемся, в чем вред и польза дополнительных занятий.

Чем полезны дополнительные занятия

  • Любопытство

В школе или детском саду ребенок не может научиться всему. И не может полностью удовлетворить свое любопытство. Дошкольникам не так обязательно заниматься дополнительно — им важнее общение, сначала с родителями, потом со сверстниками. Но младшему школьнику важно найти учителя по интересам и воплощать свои мечты. И тогда это будет не дополнительной нагрузкой, а билетом во взрослый мир. Подростку также важно заниматься тем, что ему интересно — так он поймет, какую профессию выбрать в будущем.

  • Гибкие навыки

Не так важно, чем именно занимается ребенок, он все равно учится учиться. В процессе он развивает не только предметные, но и гибкие навыки: привыкает работать с информацией, обращаться за помощью, ставить перед собой цели. И это важнее, чем знать, как ходят фигуры, потому что пригодится в любой профессии и в любой сфере жизни. И чем больше у ребенка разных кружков, тем больше опыт.

  • Выбор профессии

Дополнительные занятия подталкивают ребенка углубиться в то или иное направление. Даже если ребенку кажется, что это хобби, все равно именно в этой сфере формируются его ценности, интересы. Например, ребенок увлекается миром муравьев. Даже если он не будет углубленно заниматься биологией, его любопытство и любовь к деталям, способность бесконечно и терпеливо наблюдать и ждать приведут его в инженерный вуз.


Источник

  • Примерка разных ролей

Особенно это важно для подростка. Некоторые родители говорят, что подростки не могут определиться и пробуют то спорт, то творчество, то робототехнику. В этом нет ничего страшного. Задача подростка — попробовать все, примерить на себя разные роли и понять, что больше ему по душе. И даже если ребенок не может определиться ни с чем, это тоже важно — он откидывает и сужает поле выбора и приближается к тому, что станет делом жизни.

Чем вредны дополнительные занятия

  • Перегруз

Чем больше у ребенка занят день, тем сложнее ему переключаться между занятиями. Хотя говорят, что лучший отдых — смена деятельности, это не всегда так работает. Ребенок отдыхает, когда меняет пассивную деятельность на активную: сначала он играл в футбол, теперь смотрит мультфильм или ходит с экскурсией по музею. Если он в каждом кружке решает сложные интеллектуальные задачи, он неизбежно устанет.

Также к перегрузу приводит большое количество обязательств. Если в каждом кружке ребенок должен добиваться определенных результатов, интерес может угаснуть, а возникнет ощущение, что ему нужно срочно сдать домашку, чтобы не получить двойку. Если занятия будут напоминать школу в ее худших проявлениях, то ребенок бросит их.

  • Занятия без интереса

Иногда ребенок начинает ходить на занятия с интересом, а потом у него перестает получаться, или он разбирается в деле и понимает, что это не его. Если ребенок продолжает ходить, он должен видеть пользу. Например: «Я дохожу еще три класса музшколы и лучше буду знать инструмент». Но для детей удовольствие важнее пользы, а сиюминутный результат важнее отсроченного. Если он сейчас не получает удовольствие, то все равно бросит кружок или его результаты сильно ухудшатся.

  • Упор на результат

Если родители и педагоги понимают, что у ребенка есть потенциал, они могут постепенно повышать планку. Иногда это корыстный выбор, иногда его делают в интересах детей. Это приводит к драме одаренного ребенка — уже в юном возрасте он вынужден вкалывать наравне со взрослым. Это может привести к потере интереса, а может даже разрушить отношения между ребенком и родителями.

  • Без учета особенностей и возраста

Что хорошо дошкольнику, например, игры, то плохо младшему школьнику и тем более подростку. И наоборот. Особенности возраста нужно учитывать при выборе количества занятий, их сложности. Также родители должны понимать, что не стоит требовать с дошкольника серьезных результатов, но при этом нужно внимательно наблюдать за прогрессом у младшего школьника и подростка.

Пять правил для родителей

  • Наблюдайте за ребенком

Наблюдение поможет понять интересы и способности ребенка. Особенно если мы говорим о дошкольнике. Важно смотреть на сиюминутный и долгосрочный результаты. Есть дети, которые не испытывают много удовольствия после каждого занятия, но довольны тем, что начинает получаться спустя полгода. А есть дети, которым нужно вовлекаться в занятие каждый раз — таким, возможно, подойдет преподаватель с определенным подходом к ученикам.

  • Разговаривайте с ребенком

Можно делиться наблюдениями и, конечно, задавать вопросы о занятиях. Будьте бережны к ребенку и не давите: если он пока не хочет о чем-то говорить, дайте ему время. И не опекайте чрезмерно. Есть дети, которые могут справиться с проблемой без особой поддержки.

  • Пробуйте разное

Дайте ребенку возможность найти то самое, что подходит именно ему. Для этого нужно пробовать снова и снова, отказываться, если не нравится, и искать баланс, сколько занятий нужно, чтобы что-то понять. Конечно, важно слушать ребенка — даже если вы знаете, что математика — это не его, но он хочет ею заниматься, сводите на пробное занятие, а дальше выслушайте его мнение.


Источник

  • Умейте остановиться

Не бойтесь заканчивать, если занятия перестали быть комфортны и интересны. Если это точно не для ребенка, то пользы ему от этого не будет. Самое сложное — останавливаться спустя год или два. Здесь важно серьезно поговорить с ребенком и узнать, почему он отказывается от занятий. Может быть, у него появились проблемы с преподавателем или сверстниками. Тогда можно сменить организацию или формат занятий.

Если вы считаете, что кружок не подходит ребенку, а он просто не понимает это в моменте, то лучше отпустить и вернуться к этому позже. Если начать давить и заставлять ходить на занятия, то он может полностью потерять интерес к предмету и станет вам меньше доверять.

  • Выберите наставника

Учитель — наверное, самое важное, что есть на занятиях. Особенно для детей младшего школьного возраста, которым нужен именно тот, кто вдохновит их идей вечного любопытства и постоянного получения знаний. Выбирая наставника, ориентируйтесь на отзывы других учеников, но, в первую очередь, на ощущения ребенка. Ему виднее, подходит учитель под его требования или нет.

Слушайте ребенка, не жертвуйте интересом ради результата и знайте меру. Тогда дополнительные занятия принесут пользу, а не вред.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи