Развитие ребенка
17 игровых упражнений, чтобы развить у ребенка чувство языка
16 августа 6 410 просмотров
Развитие ребенка
17 игровых упражнений, чтобы развить у ребенка чувство языка
16 августа 6 410 просмотров

Юлия Андрийчук, филолог, редактор и мама
Юлия Андрийчук, филолог, редактор и мама

Юлия Андрийчук, филолог и мама, рассказывает, как через словесные игры познать тонкости русского языка и развить речь, фантазию, память у ребенка.

В понедельник — английский, во вторник — рисование, в среду — танцы, а еще есть музыка и спорт. Мы усиленно учим чадо владеть иностранным языком, управлять своим телом, а также пользоваться различными инструментами, при этом забывая о родном, русском языке.

Язык — это ведь тоже инструмент для точного выражения своих мыслей и чувств, для выстраивания логических связей и лучшего понимания действительности.

Наверное, считается, что родным языком человек овладеет сам, без посторонней помощи. Однако жалобы преподавателей о неграмотности современной молодежи говорят об обратном.

Зачем изучать русский язык

Наша речь беднеет, в активном запасе остается все меньше слов. Мы забываем, что у слов «интересный», «большой», «страшный» есть с десяток синонимов. Мы разучиваемся пользоваться родным языком.

Без искусного владения речью наш мозг хуже работает.

Русским языком надо заниматься, как и любым другим предметом, надо учить человека им пользоваться. Причем для этого вовсе не нужно вводить в расписание очередной кружок — можно и нужно заниматься им «по ходу дела», в рамках повседневной жизни, во время наших обычных разговоров с детьми. Анализируйте свою собственную речь, думайте, о чем и как вы говорите с малышом, какие слова употребляете и в какой форме. Ведь именно ваш словарный запас, ваш способ строить предложения лягут в основу его речи.

Предлагаю ряд приемов для повышения качества речи у детей.

1. Расширение словарного запаса

Во время разговора с ребенком намеренно заменяйте «простые», привычные ему слова на «сложные», менее употребляемые вами в обыденной речи, которые ребенку еще могут быть незнакомы. При необходимости объясняйте значения таких слов. Таким образом мы вводим незнакомые понятия, расширяем знания ребенка об окружающей действительности.

Например

Он нас настигает, он к нам приближается (вместо догоняет). Он от нас удирает, он от нас улепетывает (вместо убегает). Он стремится сделать это (вместо хочет). Посмотри, как он мчится к машине (вместо бежит).

Также спрашивайте у ребенка значения слов во время чтения книг, в повседневной речи. Объясняйте незнакомые слова. В течение дня при появлении удобного случая можно один-два раза употребить в своей речи эти новые слова, чтобы закрепить их.

2. Знакомство с синонимами

Используйте синонимы для непрямого объяснения значения слова — в контексте синонимичного ряда, через близкие по значению слова. Делать это нужно специально, но как бы невзначай. Таким образом ребенок осознает, что одно и то же понятие в речи может обозначаться разными словами. Использование синонимов также направлено на расширение словарного запаса.

Например

Посмотри, какой вкусный, ароматный пончик.

Да он просто лодырь, ленивец.

Какой бесстрашный (и тут я обычно говорю: бесстрашный — потому что без чего? — без страха), мужественный мальчик!

3. Знакомство с антонимами, омонимами

Бывают такие слова, которые означают совершенно разные, противоположные вещи — антонимы. Можно представить, как будто одно слово находится на одной стороне доски, а другое — на другой.

Например

Добрый — злой, толстый — тонкий, низкий — высокий, толковый — бестолковый (т. е. без толка, без ума), умный — неумный (в последних двух случаях параллельно происходит знакомство с приставками, ребенок узнает, что есть части слов, которые меняются не в конце, как окончание, а в начале).

Познакомьте ребенка и с омонимами. Скажите, что бывает, когда слова звучат одинаково, а означают совершенно разное.

Например

Вот ручка, мы ею пишем, а вот у тебя ручка (показать соответствующую часть тела); вот это оружие называется лук, а что еще мы называем словом «лук»? (показать луковицу); вот эта часть тетради называется листок, а еще бывает у дерева листок; в игре мы набираем очки, а что еще называется словом «очки» (показать очки); мне жалко его, а, кстати, у пчелки ведь тоже есть жалко, и звучат эти два слова одинаково; мне охота посмотреть этот мультик — что еще мы называем словом «охота»? (надо стараться побольше задавать вопросов, чтобы ребенок сам на них отвечал, а не давать готовые ответы).

4. Знакомство со сравнением как художественным приемом

Введите в речь такое понятие, как сравнение (один из самых легких и понятных тропов для детей), научите ребенка самому использовать этот троп в речи, расскажите о том, что слова имеют не только информационную функцию, чтобы передавать сообщение, но и украшают речь, делают ее более выразительной.

Например

Эта собака длинная, как сосиска. Этот хлеб уже черствый, как камень.

5. Игра «Конструктор слов», словотворчество

(подходит для детей, которые уже умеют хорошо говорить)

Создавайте собственные слова по образцу. Чтобы игра максимально увлекла, предпочтительно загадывать смешные для ребенка слова, а потом придумывать по их образцу другие слова. Такая игра учит «чувствовать» язык, в частности как образуются сложные слова в русском языке, как разделять слова на составные части, как из нескольких слов можно «собрать» новое, развивает фантазию, и, потом, это просто весело.

Например

Исходное слово «птицеед» (паук-птицеед) — мухоед — жабоед — лягушкоед и т. д.

Исходное слово «котбургер» (из книги «Как Пузик и Тузик раскрыли заговор» Е. Хорватовой) — гамбургер (вспоминаем реальные понятия) — чизбургер (а ты знаешь, почему «чиз», что это означает? В английской языке cheese — это сыр, поэтому чизбургер — бутерброд с сыром) — водбургер — колбасбургер — бананбургер и т. д.

Характер колбасно-угощательный, венико-выгонятельный (из книги про дядю Федора Э. Успенского) — печко-лежательный — печко-спательный и т. д.

Можно, наоборот, попросить разобрать сложное слово на части: из каких слов оно образовалось и почему. Это научит из составных частей слова находить суть всего понятия и определять его функции.

Например

Из каких слов образовалось слово «пылесос», что он делает, почему его так назвали? — Пыль сосет.

Большерог — от каких слов образовано? — Большой рог. — Значит, у него большой рог.

Что такое скотовоз, кого он возит? — Скот. — Что было бы, если бы скотовоз возил кроликов? — Кроликовоз. — А если тигров? — Тигровоз.

6. Работа со сложными словами, состоящими из двух слов

Это вариант игры «Конструктор слов», но здесь следует придумывать сложные слова, состоящие из двух слов. Ребенок познакомится с понятиями, названия которых состоят из двух слов, узнает о новом способе словообразования в языке и научится такие слова конструировать. Эта игра также хорошо развивает фантазию.

Например

Роботы-поезда — машины-поезда; рыба-молот — рыба-арбуз.

7. Выстраивание цепочек однокоренных слов

Есть целая группа слов, которые имеют одинаковую основу, часть, и от этой основы можно сделать новые слова.

Например

Подозреваемый (от слова «подозревать», это тот человек, которого подозревают в чем-то) — подозрительный — подозрение — подозрительно.

8. Знакомство с заимствованиями, межъязыковым «одалживанием» слов

Объясняйте слова, заимствованные из других языков (чизбургер, например). Приводите английское слово и перевод. Таким образом вы покажете, что есть другие языки, что из них в наш язык могут попадать слова, что значение слова может зависеть от значения слова в другом языке. В результате ребенок лучше усвоит данное понятие, узнав, что оно значит, и составит ассоциативную связь.

9. Замена букв

Меняйте буквы в словах/части слов в игровой форме. Ребенок научится отделять буквы в слове друг от друга на слух, находить первую/последнюю букву в словах, составлять новые слова. Покажите, как меняется слово, если одну букву заменить другой. Игра очень полезна, когда ребенок учит буквы, учится различать, с какой буквы начинается слово, когда начинается обучение чтению.

Например

Что было бы, если бы петух начинался не с «п», а с другой буквы? И далее подставляем разные буквы: тетух, метух, летух, фетух — можно «пройтись» по всем согласным (и даже гласным) буквам алфавита.

(Игра родилась, когда ребенок учился понимать, с какой буквы начинается слово: я не говорила ему, что он сказал неправильно, а говорила, что если бы петух начинался с «т», то он был бы тетух).

10. Рифма

Познакомьте ребенка с понятием рифмы, расскажите, как она образуется (слова оканчиваются одинаково), потренируйтесь подбирать рифмы.

Одновременно можно немного рассказать об окончаниях: буквы, на которые оканчивается слово, называются окончанием, оно постоянно меняется в предложении, а остальная часть слова, которая идет перед окончанием, не меняется. Окончание нам помогает связывать слова в предложения, разобраться в ситуации (мальчик или девочка это делали, много или мало, действие уже прошло или еще только будет).

11. Приставка, первая часть слова

Объясните, что в начале слова может быть приставка, она может меняться.

Например

Зоозащитник (пример с первой частью сложных слов): объясняем значение всего слова, объясняем значение первой части «зоо» — относится к животным, вспоминаем, какие еще слова мы знаем с «зоо» в начале: зоопарк, зоомагазин.

12. Фразеологизмы, устойчивые выражения

Объясните, что значит выражение, и приведите примеры того, как его можно употреблять в повседневной речи, желательно в таких ситуациях, которые близки ребенку.

Например

Не обращать внимание (не замечать, что вокруг что-то происходит, иногда специально, а иногда нет). Ваня не обращает внимание, что комар сел ему на ногу.

Попасть впросак (оказаться в неприятном для себя положении, часто из-за незнания каких-то вещей или когда что-то не получилось так, как хотелось). Дима попал впросак, когда ответил, что два плюс два будет шесть.

Глаза загорелись (когда у человека видно по глазам, что ему это нравится, в глазах появляется интерес. Плюс можно поговорить про образность, что это надо понимать не в прямом смысле). У Артема глаза загорелись, когда он увидел эту новую сверкающую машину.

13. Аллюзия, или отсылка к предыдущему опыту, к книге, мультику или ситуации, где уже такое встречалось

Укажите на то, что образы, ситуации могут повторяться, что они взаимосвязаны, в результате у ребенка сложится более цельная картина окружающей действительности.

Например

Собачка улетела в космос, помнишь, как злой охотник (из книги В. Чижикова «Петя и медвежонок Потап»).

14. Эмоциональная окраска слов и уместность их употребления в той или иной ситуации

Некоторые слова являются грубыми, ими можно обидеть человека. Такие слова можно легко заменить на более нейтральные, необидные (ребенок ведь не знает оттенков значений слов, уместности их употребления — ко всему этому он придет сам через личный опыт, или можно ему об этом рассказать).

Например

Он тупой (грубо) — он глупый (будет более мягко).

Он дурак — этим словом можно обидеть человека. Если у тебя нет цели обидеть человека, то лучше ему такого не говорить.

15. Оттенки значения, негативная окраска слова / позитивная

Обращайте внимание на оттенки значений слов.

Например

Злоключения — как думаешь, что это значит? Есть слово приключения, а тут они «злые приключения», значит, словом «злоключения» нельзя называть какие-то приятные приключения, которые с человеком случились. А вот слова «доброключения», кстати, в нашем языке нет.

16. Гласные и согласные

Объясните ребенку, что есть звуки, которые можно протянуть, как песню, они называются гласные. А есть согласные, их нельзя протянуть и долго произносить.

Например

Если я говорю ббббббб, то я просто несколько раз произношу этот звук, будто по кочкам еду.

Можно тянуть: кооооооооооот, кииииииииит, таааааааааанк, но кккккит — нельзя протянуть, тттттанк — тоже нельзя.

17. Твердые и мягкие согласные

Один и тот же звук может быть твердым и мягким, и от этого меняется звучание слова, иногда даже смысл может совсем поменяться.

Например

Нос — нёс, лук — люк.

А теперь давай представим, что было бы, если в словах были только твердые звуки. Посадил (посадыл) дед (дэд) рэпку. Он не(нэ) любит (лубыт) думат. Кон зашел в лэс. А ну, брыс, кот.

А теперь, наоборот, представим, что вместо твердых — мягкие звуки: рякета, лёб, терт.

Можно поиграть в игру, аналогичную «Конструктору слов», только со звуками: что было бы, если бы здесь звук был мягкий / твердый.

Какие знания, умения, навыки развивают эти упражнения

В результате таких игр ребенок расширяет словарный запас, его речь становится богаче, он учится употреблять сложные слова, предлоги, союзы, новые синтаксические конструкции и так далее.

Есть польза и для родителей. Такие занятия учат переосмысливать значения понятий, лучше объяснять, подбирать слова, четко и логично выстраивать фразы, работать над дикцией.

Ну и это просто весело!

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи