Психология
Безопасность, эмоции и личные границы: как говорить с детьми о важном
7 августа 2 978 просмотров
Психология
Безопасность, эмоции и личные границы: как говорить с детьми о важном
7 августа 2 978 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

Нам, родителям, бывает сложно в моменте подсказать ребенку, как справиться с эмоциями, и объяснить, что с ним происходит.

Чтобы помочь мамам и папам, писательница, журналистка и мама троих детей Наталья Ремиш написала бестселлер «Просто о важном». Во второй книге вас ждут новые истории и ситуации, с которыми сталкиваются Мира и Гоша: как справиться с гневом и как поступить, если друг украл твою вещь, выгодно ли врать и что делать, если потерялся, как отстаивать личные границы и не позволять себя обесценивать.


Наталья Ремиш — автор книг «Просто о важном» с дочками Мирой и Лолой (фото из инстаграма Натальи)

Под обложкой — короткие, с юмором написанные истории-приключения, в которых многие узнают себя. После каждой главы есть вопросы для обсуждения с ребенком и рекомендации специалистов. Они помогут лучше разобраться в теме и начать честный и искренний разговор с ребенком.

Украденный поцелуй

— Пап, а разве нужно целовать другого человека, если он этого не хочет?

— Думаю, что не нужно. Целовать и обнимать кого-то можно, только если ты сам этого хочешь и если этого хочет другой человек. Нельзя никого заставлять.

Этот диалог Миры с папой — про выстраивание личных границ и понимание своих чувств. Важно показать ребенку, что он всегда может отказаться от того, что ему неприятно. Например, сидеть на коленках у незнакомой бабушки в автобусе, обнимать тетю или позволять себя целовать.

В противном случае внутри возникает конфликт. Из-за чего можно перестать чувствовать опасность, пропустить тревожные сигналы и стать жертвой насилия.

Вот несколько советов из книги, как отстаивать личные границы:

  1. Научите малыша соблюдать принцип нижнего белья: тело под маечкой и трусиками никому нельзя рассматривать и трогать. Касаться его тела могут врачи, медсестры, массажисты или парикмахеры. Но только с его согласия.
  2. Объясните ребенку, что если при общении с посторонним человеком у него возникают неприятные ощущения, нужно выйти из коммуникации и рассказать о своих чувствах родителям.
  3. Показывайте признание личных границ на практике: стучитесь перед тем, как войти в комнату ребенка, не трогайте его личные вещи и не комментируйте работы без просьбы об этом.
Необходимо научить ребенка говорить «нет»: четко, уверенно, без улыбки, глядя собеседнику в глаза.

«Нет» нужно показывать всем телом: стоять прямо, говорить громко. Можно подтвердить слова жестом, выставив вперед ладонь.

Если друг оказался вдруг

Как правило, с проблемой воровства родители сталкиваются, когда дети идут в школу. Хорошая новость: этого можно избежать.

Гоша точно знал: воровать нельзя. Воровство разрушает дружбу

Без запугивания и угрозы наказания объясните ребенку следующие правила:

  1. Брать чужое нельзя. Исключений в этом вопросе быть не может. Одинаково недопустимо брать деньги из маминой сумочки, ржавый гвоздь на улице или бабушкин протез.
  2. Расскажите, что последствия воровства неприятны для всех: тот, кто утратил вещь, испытывает печаль и злость, а кто украл — стыд и страх.
  3. Если ребенок берет чужие вещи, повторяйте, что так поступать нельзя, и обязательно вместе с ним возвращайте имущество владельцу.

Что делать, если потерялся

Совет поисковика:

При обсуждении с ребенком правил безопасности, лучше сопровождать их конкретными примерами: «Помнишь, как мы гуляли в парке, и там потерялся мальчик с велосипедом? Он уехал далеко от родителей и заблудился». Они помогают понять и запомнить важные установки.

В новой книге большое внимание уделяется вопросам безопасности. Ситуации, в которые попадают Гоша и Мира, разбирают специалисты, ежедневно сталкивающиеся с пропавшими детьми.

Гнев, обида и разочарование

Когда внутри собирается много чувств, ребенку бывает сложно с ними справиться. Как сделать так, чтобы отрицательные эмоции сменились ощущением душевного тепла, доверия и любви?

Можно ругаться, только не драться.
Можно сердиться, но не обзываться.
И если кажется, что ссора прошла,
Нужно скорее покрепче обняться.

Ситуация: младшая сестра Миры сломала башню из кубиков, которую девочка долго и старательно строила. Мира рассердилась и хотела даже толкнуть малышку, но сдержалась.

Что чувствовала Мира: Девочка подробно описывает, как гнев порождает желание сказать колкость, толкнуть, ударить, что-то швырнуть. Мира уже в состоянии контролировать свои слова и поступки. Тем не менее она считает гнев плохим чувством, а себя — плохим ребенком.

Такая оценка гнева складывается из реакций взрослых. Поэтому так важно показать ребенку, что гнев — просто чувство. Оно не плохое, а некомфортное. Гнев важен, потому что говорит об ущемлении наших потребностей и нарушении личных границ.

Вот какие темы вы еще найдете под обложкой:

  • Как не обесценивать чужие вкусы и черты характера?
  • Что делать, когда тебя высмеивают?
  • Лучше обвинить собаку или признаться в проступке?
  • Может ли мальчик носить розовую футболку?
  • Что делать, если потерялся в лесу?

Эта книга — отличный повод обсудить с ребенком темы, на которые мы обычно стесняемся говорить, считая «слишком взрослыми». И рассказать о важных правилах без назиданий, советов и инструкций. Дети проникаются жизненными историями и легко делятся своими чувствами.

По материалам книги «Просто о важном. Новые истории про Миру и Гошу»

Обложка: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи