Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Развитие ребенка
Мой ребенок — гений! Правда о тестах на IQ
5 июля 2021 4 875 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Многие родители считают своих детей одаренными. Кажется, чтобы убедиться в этом, достаточно пройти тест на IQ. Давайте узнаем, так ли важны баллы в измерении интеллекта и гарантируют ли они успех в будущем. Для этого заглянем в книгу «Чек-лист гения».

Тысяча одаренных



Чек-лист гения

IQ-тесты появились сравнительно недавно. Возраст этого инструмента — чуть больше века. Одним из первых им воспользовался профессор Стэнфорда Льюис Терман. В 1916 году он тестировал младших школьников и выбирал тех, кто показал результаты, близкие к высшим значениям шкалы.

В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов. За ними наблюдали в процессе взросления. Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили дополнительные тесты.


Источник

А теперь плохие новости: ни один человек из группы не стал тем, кого принято считать гением. Невероятные интеллектуальные способности трансформировались в тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, инженеров. Двое стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами. Многие вообще не добились значительных интеллектуальных успехов.

Меньше 140 баллов

При этом из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились признания. Вот их истории.

Луис Уолтер Альварес в десять лет прошел тест Термана, но недотянул до пороговой отметки в 140 баллов. Это не помешало ему в двадцать пять получить докторскую степень в Чикагском университете. А работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году. Ни один из «термитов» не получил Нобеля ни по физике, ни по каким-либо другим дисциплинам. Будто стремясь еще больше смутить всех своим интеллектуальным превосходством, Луис поучаствовал в нескольких военных проектах, включая Манхэттенский (создание первой плутониевой бомбы «Толстяк»).

Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», получил степени двух престижных технических вузов: бакалавра в Калифорнийском и доктора

в Массачусетском технологическом институте. А в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами.

Люди, достигшие значительных успехов, могут иметь IQ ниже среднего, а обладатели высокого интеллекта порой не могут ничего достичь.


Источник

За: высокий IQ необходим для успеха

Если Терман хотел выяснить, станут ли гениями дети с высоким IQ, почему бы не зайти с другой стороны? Взять общепризнанных гениев и, опираясь на факты их биографий, оценить, какой IQ мог быть у них в детстве. Так сделала Кэтрин Кокс.

Исследователь составила список, в который попали 192 творца и 109 исторических лидеров. В него вошли Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии. Кокс совместила события жизни и показатели интеллектуального роста из разных биографических источников и на их основе вывела независимые показатели IQ. Несомненно, группа «301 гений» превзошла группу полутора тысяч «термитов». А выводы Кэтрин после публикации в 1926 году были подтверждены множество раз. Именно поэтому достижения и успехи стали прочно ассоциироваться с высокими показателями IQ.

Против: высокий IQ не гарантирует успеха

Кажется, тезис первой половины материала подтверждается: высокий уровень IQ повышает шансы на достижение выдающихся успехов. Но есть четыре проблемы, которые ставят это утверждение под сомнение.

№ 1. Соотношение «интеллект — высокие результаты». На самом деле связь значения IQ и выдающихся достижений не так прочна. Большинство специалистов по статистике определили бы ее как «умеренную». Говоря проще, возможны исключения с обеих сторон.

№ 2. Творчество. Зависимость достижений от уровня IQ во многом определяется сферой деятельности. В некоторых областях интеллектуальному уровню уделяется куда меньше внимания. Например, IQ знаменитых лидеров в среднем ниже, чем у известных творцов. У полководцев из списка Кокс IQ, как правило, на 20 баллов ниже, чем у остальных. Знаменитый Наполеон со своими 145 баллами среди подопечных Термана плелся бы где-то в конце.

№ 3. Характер и упорство. Поскольку корреляция между IQ и достижениями крайне слаба, даже если она прослеживается, нельзя списывать со счетов другие психологические факторы, никак не относящиеся к умственным способностям. Вот что писала по этому поводу сама Кокс: «Высокий, но не самый высокий интеллект в совокупности с величайшим упорством чаще ведет к выдающимся достижениям, чем высочайший интеллект в сочетании с меньшим упорством».


Источник

№ 4. Обманчивая оценка. Оценки Кокс зачастую основывались на навыках, которые были характерны лишь для узкоспециальных областей. Поэтому результаты теста разных людей можно сравнивать с тем же успехом, что и яблоки с апельсинами или лук с сельдереем. Например, IQ Моцарта рассчитывался преимущественно на его музыкальных способностях. В том же, что не касалось музыки, развитие маленького Вольфганга Амадея было далеко не таким блестящим.

Что в итоге?

Можно набрать больше 140 баллов в тесте на IQ и прослыть гением в юном возрасте. Но, как вы уже поняли, тут кроется подвох. Высокие результаты в детстве не гарантируют выдающихся достижений в зрелом возрасте. А еще они не дают права называться творческим гением. Есть и другой путь: отложить тесты и развивать незаурядные интеллектуальные способности ребенка — в надежде, что в будущем ему удастся внести свой вклад в науку или искусство. Выбирайте.

По материалам книги «Чек-лист гения»

Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи