Многие родители считают своих детей одаренными. Кажется, чтобы убедиться в этом, достаточно пройти тест на IQ. Давайте узнаем, так ли важны баллы в измерении интеллекта и гарантируют ли они успех в будущем. Для этого заглянем в книгу «Чек-лист гения».
Тысяча одаренных
Чек-лист гения
IQ-тесты появились сравнительно недавно. Возраст этого инструмента — чуть больше века. Одним из первых им воспользовался профессор Стэнфорда Льюис Терман. В 1916 году он тестировал младших школьников и выбирал тех, кто показал результаты, близкие к высшим значениям шкалы.
В группу невероятно умных мальчиков и девочек попали 1528 школьников в возрасте примерно одиннадцати лет. Сказать, что они были способными, — не сказать ничего. Средний показатель их IQ равнялся 151 баллу, а у семидесяти семи варьировался от 177 до 200 баллов. За ними наблюдали в процессе взросления. Вплоть до достижения среднего возраста участники исследования постоянно проходили дополнительные тесты.
А теперь плохие новости: ни один человек из группы не стал тем, кого принято считать гением. Невероятные интеллектуальные способности трансформировались в тривиальные карьеры преподавателей, врачей, юристов, инженеров. Двое стали заслуженными профессорами Стэнфордского университета и продолжили исследования, участниками которых были сами. Многие вообще не добились значительных интеллектуальных успехов.
Меньше 140 баллов
При этом из множества детей, не попавших в группу Термана, по крайней мере двое добились признания. Вот их истории.
Луис Уолтер Альварес в десять лет прошел тест Термана, но недотянул до пороговой отметки в 140 баллов. Это не помешало ему в двадцать пять получить докторскую степень в Чикагском университете. А работа над водородной пузырьковой камерой для изучения элементарных частиц принесла ему Нобелевскую премию по физике в 1968 году. Ни один из «термитов» не получил Нобеля ни по физике, ни по каким-либо другим дисциплинам. Будто стремясь еще больше смутить всех своим интеллектуальным превосходством, Луис поучаствовал в нескольких военных проектах, включая Манхэттенский (создание первой плутониевой бомбы «Толстяк»).
Уильям Шокли, второй отвергнутый Терманом кандидат в «термиты», получил степени двух престижных технических вузов: бакалавра в Калифорнийском и доктора
в Массачусетском технологическом институте. А в 1956 году разделил Нобелевскую премию по физике с двумя коллегами.
За: высокий IQ необходим для успеха
Если Терман хотел выяснить, станут ли гениями дети с высоким IQ, почему бы не зайти с другой стороны? Взять общепризнанных гениев и, опираясь на факты их биографий, оценить, какой IQ мог быть у них в детстве. Так сделала Кэтрин Кокс.
Исследователь составила список, в который попали 192 творца и 109 исторических лидеров. В него вошли Исаак Ньютон, Жан-Жак Руссо, Мигель де Сервантес, Людвиг ван Бетховен и Микеланджело, а также Наполеон Бонапарт, Горацио Нельсон, Авраам Линкольн и Мартин Лютер — в общем, те, кто потом удостоился обширной биографической статьи в Википедии. Кокс совместила события жизни и показатели интеллектуального роста из разных биографических источников и на их основе вывела независимые показатели IQ. Несомненно, группа «301 гений» превзошла группу полутора тысяч «термитов». А выводы Кэтрин после публикации в 1926 году были подтверждены множество раз. Именно поэтому достижения и успехи стали прочно ассоциироваться с высокими показателями IQ.
Против: высокий IQ не гарантирует успеха
Кажется, тезис первой половины материала подтверждается: высокий уровень IQ повышает шансы на достижение выдающихся успехов. Но есть четыре проблемы, которые ставят это утверждение под сомнение.
№ 1. Соотношение «интеллект — высокие результаты». На самом деле связь значения IQ и выдающихся достижений не так прочна. Большинство специалистов по статистике определили бы ее как «умеренную». Говоря проще, возможны исключения с обеих сторон.
№ 2. Творчество. Зависимость достижений от уровня IQ во многом определяется сферой деятельности. В некоторых областях интеллектуальному уровню уделяется куда меньше внимания. Например, IQ знаменитых лидеров в среднем ниже, чем у известных творцов. У полководцев из списка Кокс IQ, как правило, на 20 баллов ниже, чем у остальных. Знаменитый Наполеон со своими 145 баллами среди подопечных Термана плелся бы где-то в конце.
№ 3. Характер и упорство. Поскольку корреляция между IQ и достижениями крайне слаба, даже если она прослеживается, нельзя списывать со счетов другие психологические факторы, никак не относящиеся к умственным способностям. Вот что писала по этому поводу сама Кокс: «Высокий, но не самый высокий интеллект в совокупности с величайшим упорством чаще ведет к выдающимся достижениям, чем высочайший интеллект в сочетании с меньшим упорством».
№ 4. Обманчивая оценка. Оценки Кокс зачастую основывались на навыках, которые были характерны лишь для узкоспециальных областей. Поэтому результаты теста разных людей можно сравнивать с тем же успехом, что и яблоки с апельсинами или лук с сельдереем. Например, IQ Моцарта рассчитывался преимущественно на его музыкальных способностях. В том же, что не касалось музыки, развитие маленького Вольфганга Амадея было далеко не таким блестящим.
Что в итоге?
Можно набрать больше 140 баллов в тесте на IQ и прослыть гением в юном возрасте. Но, как вы уже поняли, тут кроется подвох. Высокие результаты в детстве не гарантируют выдающихся достижений в зрелом возрасте. А еще они не дают права называться творческим гением. Есть и другой путь: отложить тесты и развивать незаурядные интеллектуальные способности ребенка — в надежде, что в будущем ему удастся внести свой вклад в науку или искусство. Выбирайте.
По материалам книги «Чек-лист гения»
Обложка поста — unsplash.com