Большинство людей пренебрегают границами из страха, что окружающие перестанут любить и принимать их, что они останутся в одиночестве. Объяснить ребенку смерть домашнего питомца так же сложно, как смерть человека, да и смерть вообще. Особенно если учесть привязанность детей к животным. Собаки или кошки ближе к ним, чем взрослые. Психоаналитик Джеффри Муссайефф Массон в книге «Когда уходит друг» рассказывает, как помочь маленьким членам семьи пережить утрату.
Личные истории
Автор вспоминает, что в детстве у него были «экзотические» животные, совершенно не предназначенные для содержания дома. Черепаху купили в хозяйственном магазине «все за четверть доллара», и, естественно, мальчик понятия не имел, как ухаживать за таким животным; вскоре от недостатка кальция ее панцирь размяк, и она умерла у хозяина на руках. Джеффри сильно расстроился и плакал. В гостях тогда были родственники с маминой стороны, и им это показалось забавным настолько, что они подтрунивали над горем. Мальчику было примерно десять лет, но он навсегда запомнил чувство недоумения от того, что взрослые относятся к смерти чьего-то любимого существа, пусть даже малозначимого в их глазах, с насмешкой. Он знал, что это неправильно.
Ситуация повторилась, когда мальчик увидел, что его золотая рыбка плавает вверх брюшком в маленькой миске. Теперь он в курсе, что золотую рыбку нельзя оставлять одну и что в маленькой емкости ей тесно; но тогда он этого не знал. Его рыдания стали поводом для всеобщего веселья. Многие взрослые именно так реагируют на страдания ребенка или страдания животного, и это ранит навсегда.
Смерть животного и травма
Может ли смерть животного стать для ребенка травмой? Да, если взрослые относятся к ней пренебрежительно. В рамках нашей культурной традиции стыдно оплакивать животное, и это настолько глубоко засело в нас, что мы этого даже не осознаем.
Но нет ничего хуже, чем не обращать внимания на такое событие или смеяться над ним. Разве что сказать ребенку, что его любимое животное переезжает к бабушке или на дачу. Сначала прозвучит вопрос «Почему?», а вслед за ним — «Когда мы поедем к нему?». Когда-нибудь ложь прорвется наружу.
Нельзя бросать ребенка наедине с горем. Он может горевать по-своему, но взрослые должны показать, что остальные члены семьи тоже опечалены и готовы разделить с ним этот опыт. В столь особый момент — момент первого столкновения со смертью — ребенку как никогда нужна поддержка. Если вы считаете, что детям полезно общаться с животными и любить их, то нужно уметь протянуть им руку помощи, когда любимый питомец уйдет навсегда.
Говорить ли ребенку, что любимец ушел на небеса?
Даже родители-атеисты говорят детям, что их питомец ушел в другой мир, где будет их ждать. Они считают, что делают доброе дело. Но верят ли этому дети? Автор — неверующий, и считает, что с его стороны было бы лицемерием рассуждать с детьми на тему загробной жизни их любимых питомцев. Спустя много лет они поймут, что он убеждал их в чем-то, во что сам не верит и будут недовольны.
Если вы верующий человек, попробуйте убедить в этом ребенка. Возможно, вам обоим станет чуть легче. Если нет, то не стоит притворяться ради его блага. Это не сулит ничего хорошо. Главное — помните, что перед вами горюющий ребенок, и не важно, что вы думаете о животном (от собаки до золотой рыбки), — проявите уважение к искренним эмоциям.
Траурная церемония
Вот главная подсказка, как помочь ребенку пережить смерть любимца: почтить его память. Церемония, на которую собираются люди, знавшие питомца, поможет детям понять, что они не одиноки в своем горе. Что это здоровое и благородное чувство, которое можно разделить с другими. Что не надо стыдиться слез.
Речь не только о собаках и кошках. Смерть птицы, ручной мыши или крысы, хомяка, песчанки или морской свинки, даже иглобрюха способна оказать сильное влияние на ребенка и иногда травмировать его. Это не повод для насмешек и обесценивания («подумаешь, всего лишь рыбка»). Мы должны придать событию такую торжественность, с какой его воспринимает ребенок. Попробуйте прочитать ему что-нибудь подходящее. Автору вспоминаются стихотворения «Рыба» Элизабет Бишоп (с замечательными последними строками: «Пока все / не стало радугой, радугой, радугой! / И я отпустила свою рыбу»); «Wessex» («Уэссекс») Томаса Харди, красивые строки из «My Dog Tulip» («Моя собака Тюльпан») Дж. Р. Экерли, стихи Байрона, написанные на смерть его ньюфаундлена Ботсвана.
По материалам книги «Когда уходит друг»
Обложка поста — pexels.com
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку «МИФ. Детство». Раз в неделю будем присылать самые полезные отрывки из книжных новинок и информацию о скидках и подарках.