365 дней вместе
Почему слово «молодец» — не лучший способ похвалы. Мнение доктора психологии Виктории Шиманской
28 июня 2021 26 429 просмотров
365 дней вместе
Почему слово «молодец» — не лучший способ похвалы. Мнение доктора психологии Виктории Шиманской
28 июня 2021 26 429 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Мы привыкли хвалить детей, используя привычные «молодец» и «умница», но действительно ли это правильно и к чему может привести такой способ похвалы в будущем?

На курсе «Воспитание сердцем» прошел вебинар Виктории Шиманской, главного эксперта и автора курса, доктора психологии, MBA. Виктория говорила о том, как нужно хвалить детей и как помочь им пережить неудачи.

Предлагаем вам отрывок из вебинара.

Вектор похвалы

Эта тема отлично раскрыта в книге Альфи Кон «Воспитание сердцем».

В этой книге есть такая шкала, где на одном векторе находятся жесткие телесные наказания и словесные поощрения. На самом деле эта картинка вызывает шок, но она для того, чтобы мы поняли, почему говорить ребенку «молодец» — не самый лучший вариант похвалы.

Это, конечно, не значит, что ударить своего ребенка и сказать «молодец» — морально равнозначные поступки. Нет, но они концептуально связаны.

Возможно, вы думаете, а что такого в том, чтобы таким способом хвалить ребенка?

Так мы приучаем ребенка к пониманию, что хорошо, а что плохо через внешние манипуляции. Потом очень много взрослых людей говорят: «Знаете, меня начальник похвалил, и мне вот прям хорошо. Сама понимаю, что это глупость какая-то, а вот прям не могу без этой похвалы». То есть, вот это ожидание похвалы, одобрения остается на всю жизнь и часто мешает нам жить.

Как можно хвалить иначе

Очень важно давать не оценку поступкам, а показывать, что за ними стоит. То есть, помогать ребенку описывать свои переживания, обращаться к его эмоциям.

Давайте рассмотрим это на примерах.

«Молодец, что поделился с сестрой мармеладом»

Как можно иначе сказать?

Вы задаете вопрос: «Почему ты поделился?»

Ребенок: «Она же младшая, она сестренка, тоже мармелад хочет».

Вы: «Здорово. Мне приятно, что ты понимаешь, чувствуешь это. Я согласна с этим. И мне очень приятно, что ты щедрый».

То есть, мы обращаемся к эмоциям ребенка, помогаем ему понять мотивы его поступка, а не просто говорим нейтральное «молодец». И продолжаем:

Вы: «А когда ты поделился с сестрой, что ты почувствовал?»

Ребенок: «Мне было приятно. Она так обрадовалась, она так заулыбалась, когда этих мишек увидела».

Такой диалог помогает дать не только внешнюю оценку поступку («молодец»), но и внутреннюю (ребенок дает ее сам). Это открывает огромное пространство для внутреннего роста.

Когда ребенок осознает свои поступки, он думает об их последствиях сам. И нам никогда не придется читать нотации, ругать, хвалить, наказывать. Это будет его внутреннее состояние.

«Мне нравится твой рисунок, красиво»

Как это можно по-другому сказать?

Перечислите то, что видите: «Вот тут два дерева. Там дом. Ого, ты такое небо фиолетовое нарисовала! Какие ты цвета разнообразные подобрала. А в следующий раз ты что хочешь нарисовать?»

Так ребенок увидит, как много он сделал, даже без оценочных слов с вашей стороны.


Источник

«Какая у меня хорошая помощница»

Как сказать иначе?

Открыто поблагодарить. «Спасибо, мне очень приятно. Скажи честно, а тебе приятно помогать, тебе приятно, когда мы делаем это вместе? А чему бы ты еще хотела научиться?»

То есть, помогаем ребенку осознать свои эмоции и свои переживания. Тогда оценка поступков идет изнутри.

Это очень важно для будущей жизни. Когда ребенку скажут, а тебе слабо сигарету выкурить, он сможет этому противостоять, но только если он не ждет одобрения окружающих. Если он оценивает свои поступки (свой выбор) сам, а не ждет, что его оценят другие. То есть, ребенок не поддается на манипуляции.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Обложка статьи: pexels.com

Похожие статьи