Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как научить ребенка общаться с собакой и подготовить питомца к появлению малыша
28 июня 2021 2 967 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Статья для всех, у кого есть дети и собаки. Вместе с социальным психологом и специалистом по дрессировке собак Зази Тодд разбираемся, как научить детей общению с животным и каким образом подготовить собаку к появлению малыша.

Польза от общения с детьми

Более половины детей из семей, где есть питомцы, называют собаку своим любимым животным. Многие родители считают, что рядом с питомцем ребенок учится дружить и понимает, что такое ответственность, помогая о нем заботиться (даже когда фактически забота ложится на плечи родителей). Но каково это с точки зрения собаки — жить в доме, где есть дети?

Доктор Софи Холл считает, что:

«Отношения ребенка и собаки могут дать собаке ряд преимуществ. Например, наличие детей в доме часто предполагает строгий распорядок, который распространяется и на животное, а значит, режим прогулок и питания будет регулярным и предсказуемым. Кроме того, дети тренируют и стимулируют собаку. Часто они любят строить полосы препятствий для своих питомцев, и это, в зависимости от возраста и здоровья, может быть приятным физическим и интеллектуальным упражнением для всех участников! Конечно, дети любят своих собак и, проявляя чувства деликатно и корректно, могут принести животным много счастья».


Счастливый хвостик


Источник

Чтобы больше узнать о качестве жизни собак, Холл и ее коллеги опросили родителей нормоотличных (с аутизмом и синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ) и нормотипичных детей.

  • Одно из главных преимуществ для собаки, о которых говорили родители, — это распорядок дня.
  • Родители упоминали, что их собаки часто подходят к ребенку, чтобы побыть с ним.
  • Однако иногда, когда ребенок сам инициировал близкий контакт — например, обнимал собаку, — животные воспринимали это как стресс. Обычно собаки предпочитают менее тесный контакт — когда их гладят или просто сидят рядом.
  • Еще одним преимуществом для собаки было то, что с ребенком можно поиграть. Однако родители отметили, что собаки волновались, когда дети шумели или случайно задевали их игрушками.
  • Животным также нравилось подходить ближе к родителям и детям или даже сидеть с ними во время чтения вслух.
  • Для части собак источником стресса оказались детские истерики. Правда, некоторые хозяева сообщали, что их питомцы не обращают внимания на подобное поведение. Другие заявили, что их собака вообще предпочитает в этот момент быть рядом с ребенком, например ложится на него.

В ходе исследования было выявлено девять ситуаций с участием детей, когда родителям приходилось обращать особое внимание на уровень комфорта собаки. Это были и приступы истерики, и приход в гости других детей, и возня с опасными игрушками (например, на колесах) рядом с собакой. По словам взрослых, в таких ситуациях они справлялись со стрессом у собаки одним из трех способов.


Источник

  1. Во-первых, предоставляли «безопасное убежище» — тихую комнату, подстилку или вольер, куда собака могла уйти. Животное отправляли туда, когда ребенок начинал скандалить.
  2. Во-вторых, родители заметили, что собака считает их самих безопасным убежищем, и вмешивались, если она начинала беспокоиться. По словам хозяев, если их не было поблизости, собака иногда начинала их искать.
  3. В-третьих, родители учили детей правильно взаимодействовать с питомцами, в том числе хвалить их, и наставляли их в дрессировке. Родители нормоотличных детей особенно подчеркивали, как важно (и трудно) обучить ребенка безопасному общению с собакой.

Как понять, что собака тревожится из-за ребенка

Маленьким детям чаще всего достается от знакомых собак — как правило, их собственных, домашних. Укусам часто предшествует взаимодействие ребенка с собакой. Особенно опасен сценарий, когда ребенок приближается к собаке, сидящей или лежащей неподвижно.

За общением детей и животных надо внимательно наблюдать.

Следует научить ребенка звать собаку, чтобы та подходила сама (и оставлять ее в покое, если она этого не хочет). Приближаться к ней ребенку не стоит — это может вызвать у пса беспокойство. Детей постарше чаще кусают вне дома, и обычно это незнакомые собаки.


Источник

К сожалению, люди не очень хорошо распознают опасность в общении собак с детьми. Причем хозяевам это удается еще хуже, чем тем, у кого животных нет. Такой вывод сделали авторы исследования, опубликованного в Anthrozoös. Участников попросили посмотреть три видеоролика о взаимодействии маленького ребенка со средней или большой собакой. В одном младенец полз к далматинцу, лежащему рядом с мячом. В другом малыш двух-трех лет бродил вокруг добермана и трогал его. В третьем боксер ходил за ползающим младенцем и облизывал его лицо. Все три варианта были рискованными, и собаки демонстрировали явные признаки тревоги или испуга. Но большинство людей сказали, что животные расслаблены (68%) и уверены в себе (65%). Владельцы собак чаще придерживались мнения, что животные в роликах спокойны, чем остальные. Очевидно, собачники больше склонны считать своих питомцев и их собратьев дружелюбными.

Все участники назвали виляние хвостом признаком положительных эмоций — это тревожит, потому что виляние далеко не всегда говорит об удовольствии.

Стоит помнить, что укусить может любая собака. Надо уметь распознавать признаки стресса, беспокойства и страха у животных. Кроме того, важно понимать, что маленькие дети не очень хорошо читают собачий язык тела и обычно думают, что рычащая собака «улыбается» или «рада», потому что показывает зубы.

Обучение детей общению с собакой

Исследований, посвященных нормальному взаимодействию детей с собаками, на удивление мало. Согласно опросу 402 человек, имевших детей до 6 лет и собаку, характер взаимодействия детей с собаками меняется по мере развития первых. Наблюдая за общением ребенка с собаками, надо учитывать его возраст.


Источник

Дети до года уже много взаимодействуют с животным, в том числе гладят его по голове или туловищу. В этом исследовании сообщалось, что собаки избегают детей в возрасте от полугода, когда те внезапно становятся более подвижными, и до трех лет — возможно, такие малыши пугают животных. Респонденты редко сообщали, что ребенок каким-то образом причинял боль собаке. Когда подобное все же случалось, чаще всего речь шла о детях от полугода до двух лет. Дело в том, что на этом этапе у них не вполне развит контроль над моторикой.

Кроме того, у малышей еще только появляется умение сопереживать, поэтому они могут не осознавать, что их действия способны навредить животному. Лучше помочь ребенку погладить собаку, направляя и сдерживая его руку, чтобы он научился проявлять нежность.


Источник

Исследование показало, что дети постарше активнее участвуют в уходе за собакой, например чешут ее или берут поводок на прогулке. Они же чаще ругают животное или отдают команды. При этом, когда дети от 2,5 до 6 лет общались с питомцем больше, бдительность родителей ослабевала. Напрасно, ведь дети такого возраста не всегда понимают, что их желание поиграть или поласкать может напугать животное.

Стремление обнять или поцеловать собаку — и то и другое весьма рискованно — в этой возрастной группе встречалось чаще. Большинство собак не любят обниматься и могут не воспринимать ситуацию как благоприятную. И хотя родители, возможно, ожидают, что пес со временем привыкнет к ребенку, порой вместо этого животное становится более чувствительным и пугливым.

Подготовка собак к общению с детьми

Самая сложная ситуация возникает, когда собака старше ребенка, то есть она уже жила в доме до его рождения. Очень важно подготовить питомца к появлению малыша.

Чтобы подготовить собаку к появлению в доме малыша, надо сформировать у нее положительные ассоциации с маленькими детьми. Когда родится ребенок, у животного изменится распорядок дня, появятся новые предметы, собаке будет уделяться меньше внимания и, возможно, ее территория в доме будет ограничена. К некоторым из этих аспектов можно приучить питомца заранее, например установить дверцы для домашних животных до того, как появится ребенок, и научить собаку спокойно идти рядом с коляской. Чем больше усилий вы приложите заранее, тем легче будет потом.


Источник

Для собак с проблемным поведением наличие в доме маленького ребенка не является фактором риска и не повышает вероятность того, что животное придется отдать или даже усыпить. Ветеринар-бихевиорист Карло Сиракуза и его коллеги выяснили, что гораздо более опасно соседство с подростками. Вот как говорит об этом сам Сиракуза:

«Мой опыт работы в клиниках показывает: не так важно, насколько родители заняты детьми, как то, насколько серьезен конфликт между родителями и детьми. А в подростковом возрасте распри возникают часто: родители и дети повышают голос, иногда кричат. Порой дети используют собаку как посредника, чтобы вступить в конфликт со взрослыми. Им запрещают что-то делать с животным, а они, наоборот, поступают по-своему. Тревожная, остро реагирующая собака возбуждается сильнее, когда и в доме царит возбуждение, когда происходят стычки и люди срываются на крик».

Трудно сказать, применим ли такой вывод к подавляющему большинству собак, но он еще раз напоминает, насколько важно предоставлять собакам безопасное место, где они могут побыть в случае стрессовой ситуации. И насколько важно научить детей любого возраста обращению с собаками.

Как действовать на практике

― Очень внимательно наблюдайте за общением собак и детей. Держитесь к ним достаточно близко, чтобы при необходимости вмешаться. В прочих ситуациях используйте барьеры, например складные загоны для домашних животных, чтобы разделить маленьких детей и собак. По мере развития малышей их моторика совершенствуется, и они будут больше взаимодействовать с питомцами, поэтому не теряйте бдительности.

― Научите детей безопасному общению с собаками. Помните: многие действия, которые выглядят безобидными, на самом деле рискованны — и безопасность зависит от вас. На самом деле чаще всего детей кусают знакомые собаки при «благожелательном» взаимодействии.

― Не позволяйте маленьким детям приближаться к неподвижной собаке (сидящей или лежащей). В такой ситуации животное с большой вероятностью может укусить.

― Проверьте, чтобы у собаки было одно, а то и несколько безопасных мест, куда можно уйти, если ей надоест. Дети не должны иметь туда доступа. Это может быть вольер с удобной подстилкой или кровать либо диван в комнате, куда ребенок точно не войдет.

― Помните: для собаки вы тоже «безопасное убежище». Отмечайте признаки стресса (животное облизывается, смотрит в сторону, моргает, отодвигается, смотрит пристально, замирает, дрожит). Будьте готовы помочь, прекратив общение. Отзовите ребенка или собаку, угостите питомца лакомством или погладьте его.

― Проследите, чтобы у собаки были периоды тишины в течение дня и спокойное место, где можно отдохнуть от шума.

― Научите собаку корректно вести себя с детьми, например не подпрыгивать, чтобы ребенок не упал.

По материалам книги «Счастливый хвостик»

Обложка: pexels

Рубрика
Психология
Похожие статьи