Андрей Исаев, психолог, специалист по детскому развитию
Как научить детей управлять энергией, рассказывает психолог, специалист по детскому развитию Андрей Исаев (@andreybodalisaev).
Умение управлять своей энергией дает много преимуществ. Повышается эффективность, качество жизни, человек становится счастливее и удовлетвореннее. Управление энергией — это навык, который можно освоить детям. Расскажу о методах, разделив их по основным источникам энергии.
Физическая энергия
Это энергия, которая связана с нашим организмом, с его физиологией. Поэтому источники ее получения тоже физиологические.
-
Свежий воздух
Проветривайте комнату несколько раз в день, пока в ней никого нет. Ребенок может даже спать с открытой форточкой в летнее время. Важно проветрить комнату перед тем, как ребенок будет заниматься в ней. И перед сном.
-
Прогулки
Каждый день ребенок должен проводить время на свежем воздухе. Желательно, чтобы оно не было структурировано взрослым.
-
Сон
Для восстановления сил ребенку требуется больше времени на сон, чем взрослому. Каждому возрастному этапу соответствует свое количество сна. Создайте систему/ритуал подготовки ко сну. Например, чтение сказки, прослушивание спокойной музыки. Ритуал должен включать замедление ритма, успокоение, расслабление.
Дневной сон — хороший способ восстановления сил в середине дня. Но стоит быть осторожным и соблюдать некоторые правила: спать не более 15-20 минут.
-
Питание
В ежедневном рационе должны присутствовать фрукты и овощи. Детям необходимо выпивать достаточное количество воды в день (рассчитывается индивидуально).
-
Двигательная активность
Каждый день нужно уделять время (не менее 30 минут) занятиям спортом или просто физическим нагрузкам, например, в игровой форме.
Эмоциональная энергия
Это то, что мы чувствуем, переживаем. Наши эмоции обладают энергетическим потенциалом. Они могут как давать энергию жизни, так и забирать ее.
- Подумайте, какие эмоции вы впускаете в жизнь ребенка? Окружите его положительными впечатлениями. Главное — не изолировать ребенка от внешнего мира, а помогать ему чувствовать поддержку, заботу, доверие.
- Для энергетического потенциала важны эмоции, которые мы производим. Для того, чтобы этот процесс помогал нам и ребенку чувствовать себя лучше, важно развивать следующие качества: оптимизм, здоровая критика, эмоциональный интеллект и так далее.
Как научить ребенка бороться с негативными мыслями?
Когда происходит что-то плохое, мы часто верим первой пришедшей в голову мысли. Антидот — поиск доказательств этой мысли. Увидев, что оснований для переживаний нет, ребенок почувствует себя спокойнее. Пусть не сразу, но с практикой это чувство придет.
Не лишним будет объяснить, что на проблему следует смотреть с разных сторон. Вот вопросы, которые помогут ребенку построить контраргументацию:
- Что доказывает правильность моей мысли?
- Что доказывает неправильность моей мысли?
- Как можно по-другому посмотреть на ситуацию?
- Каков самый худший исход событий?
- Что я могу сделать, чтобы предотвратить его?
- Каков наилучший исход событий?
- Что я могу сделать, чтобы приблизить его?
- Каков самый вероятный исход событий?
- Как я буду действовать, если это случится?
Умственная энергия
Работа ума и интеллекта дает человеку свою порцию энергии. Как можно помочь ребенку генерировать эту энергию?
-
Приобретение знаний
Предоставьте ребенку возможность испытывать радость познания нового. У него должно быть время и свобода самостоятельно познавать окружающую действительность.
-
Передача знаний
Делиться своими знаниями очень важно, особенно для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста. В этом возрасте дети хотят вовлекать в свои отрытия значимых взрослых и получают от этого энергию. Разговаривайте с ребенком, спрашивайте, что его удивило, что он узнал нового, что его обрадовало, расстроило. Удивляйтесь вместе с ним, переживайте, будьте вовлечены.
-
Концентрация на одной задаче
-
Спокойствие ума
Это может быть медитация или упражнения на осознанность.
Духовная энергия
Это самый высший уровень получения жизненных сил. Вот через какие элементы ее можно получать.
-
Духовные цели
Учите и помогайте ребенку ставить цели. Начиная с самых простых и насущных, постепенно двигаясь к более объемным и глубоким. Например, задача «убрать утром постель» ведет к следующей высшей цели — жить в чистоте, а это, в свою очередь, значит быть аккуратным и внимательным, все успевать, справляться со всеми своими делами. В итоге, человек ощутит счастье и удовлетворенность собой и своей жизнью.
-
Ценности
Формирование представлений о своих ценностях начинается в детстве. В дальнейшем человек, который понимает, что для него важно в жизни, получает дополнительную энергию от этого осознания и от жизни в согласии со своими ценностями в целом. Разговоры о жизненных ситуациях, чтение литературы, прослушивание песен, просмотр мультфильмов и фильмов — все это влияет на формирование у ребенка ценностей.
-
Характер
Воспитание характера начинается в детстве. Такие качества и черты, как настойчивость, упорство, умение управлять собой и своим энергетическим потенциалом, поддаются развитию, и лучше всего начинать тренировать эти качества с раннего детства.
Эти четыре энергии — физическая, эмоциональная, умственная и духовная — формируют основу, чтобы учиться с удовольствием и проводить активно свободное время. Все ли компоненты есть в жизни вашего ребенка?
Обложка поста: unsplash.com