Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
365 дней вместе
5 упражнений на развитие эмоционального интеллекта — детям и родителям
27 мая 2021 7 917 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Эмоциональный интеллект развит, когда эмоции — это не враги, а друзья, помогающие в достижении целей. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужна практика, как и в любом другом деле.

Виктория Шиманская — доктор психологии (МВА), создатель первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта и автор книги «Где живут эмоции?». Виктория провела открытый онлайн-урок об эмоциональном интеллекте в рамках курса «Воспитание сердцем».

Кстати, вы еще успеваете записаться на курс. На нем обсудим 13 важных родительских тем вместе со звездными экспертами. Приходите!

А пока — делимся частью открытого урока Виктории Шиманской. Ловите 5 практик для развития EQ.

Упражнение на эмоциональные реакции

В течение недели записывайте ситуации капризов ребенка. Напротив каждой ситуации напишите, какая у вас была реакция. Это поможет разложить по полочкам сложные эмоции.

Представьте ситуацию, когда у ребенка что-то не получается. Как нужно реагировать? Быть рядом, поддерживать, но не вмешиваться, если вы видите, что еще чуть-чуть и у него получится (то есть это в зоне его ближайшего развития). Это тонкая грань. Как еще можно помочь, но не вмешиваться. Предложите ребенку разделить дело на части: пусть выполнит то, к чему уже готов. Так у него появится исследовательский интерес и при этом он не потеряет веру в себя.

Сколько цветов в радуге? Упражнение на смыслы

Посмотрите на радугу. Все привыкли, что в ней строго 7 цветов. А может быть больше? Вспомните какой-то цвет (розовый, бирюзовый) и посмотрите не радугу снова. Ну что, кажется, теперь в радуге больше, чем 7 цветов?

Какой бы цвет вы не вспомнили, ваш мозг будет видеть его в радуге.

Это упражнение демонстрирует то, что мы сами наделяем все смыслами. В том числе и эмоции. У каждой эмоции есть свои оттенки.

А теперь возьмите лист бумаги и разделите его на 9 квадратов. Вспомните вместе с ребенком какую-то эмоцию, например, грусть. В каждом квадрате нарисуйте разную грусть. Для разных ситуаций она будет разной (мама уехала — одна грусть, получил не ту оценку, которую хотел, — другая). Это упражнение дает ребенку понимание, что у каждой эмоции бывают разные оттенки.

Сделайте такую раскладку для разных эмоций — и для ребенка, и для себя лично.

Айсберг гнева

Еще одно упражнение для ребенка. Посмотрите на этот айсберг, на поверхности мы видим гнев, а в основании айсберга много других слов. Прочитайте вместе с ребенком эти слова, а потом спросите. Когда ты злишься, какие чувства могут быть в глубине тебя. Обведи эти слова.

Упражнение помогает ребенку понять причину его эмоций.

С малышами трех лет также можно выполнять подобное упражнение. Но возьмите эмоции попроще, например, радость. Когда ты радуешься? И вспоминаем причины: когда мы вместе, когда гуляем, когда папа пришел и т д.

Даже малышам важно показывать, что есть разные эмоции, и за каждой из них скрыта причина.

Стоп-слово. Упражнение для родителей

Чтобы не срываться в эмоциональные моменты, придумайте для себя стоп-слово. Это может быть любое слово. Используйте его всякий раз в эмоциональные моменты, чтобы затормозить себя и успеть понять причину эмоции, прежде чем сорваться или зациклиться на эмоции. Например, «Стоп-слово, а что это мне прямо сейчас хочется разорвать все на части?» или «Стоп-слово, что это мне так тревожно стало?»

Стоп-тело

Для детей очень важна связь эмоций с телом. По сути они проживают эмоции телом, потому что они выражают каждую эмоцию всем своим существом.

Эмоции заполняют детей целиком. И нас, взрослых, тоже. А значит мы можем переходит в то или иное эмоциональное состояние через тело.

А теперь давайте потренируемся. Скажите себе такую фразу: «Я сильный как герой». И посмотрите, как тело реагирует на эту мысль. Как изменилось ваше лицо, руки, дыхание? Попробуйте сказать себе другие фразы с картинки.

Как это работает в жизни? Попробуем практику «Стоп-тело». Ситуация такая: вы вернулись домой, вещи раскиданы, уроки не сделаны. В этот момент не нужно мгновенно поддаваться эмоциям. Встаньте на одну ногу и скажите: «Я добрая, как волшебница». Это переключит вас с негатива и вы сможете принять ситуацию спокойнее. Вы вспомните, что любое намерение наших детей позитивно. И мы, взрослые, способны разобрать каждую ситуацию конструктивно. Например, разбросанные вещи — это конкретная ситуация. Не стоит масштабировать: «Ты все время разбрасываешь вещи». Это приведет к взрыву. И всем будет плохо.

Мы можем понимать, что происходит с ребенком, что происходит с нами, почему пришла та или иная эмоция, только если мы находимся в моменте — здесь и сейчас.

Эмоции и тело тесно связаны. Наши мысли и эмоции могут существовать в настоящем прошлом и будущем, но тело всегда находится здесь и сейчас. Именно поэтому смена позы (стоп-тело) работает.

Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.

Обложка статьи: pexels.com

Похожие статьи