Эмоциональный интеллект развит, когда эмоции — это не враги, а друзья, помогающие в достижении целей. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужна практика, как и в любом другом деле.
Виктория Шиманская — доктор психологии (МВА), создатель первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта и автор книги «Где живут эмоции?». Виктория провела открытый онлайн-урок об эмоциональном интеллекте в рамках курса «Воспитание сердцем».
Кстати, вы еще успеваете записаться на курс. На нем обсудим 13 важных родительских тем вместе со звездными экспертами. Приходите!
А пока — делимся частью открытого урока Виктории Шиманской. Ловите 5 практик для развития EQ.
Упражнение на эмоциональные реакции
В течение недели записывайте ситуации капризов ребенка. Напротив каждой ситуации напишите, какая у вас была реакция. Это поможет разложить по полочкам сложные эмоции.
Представьте ситуацию, когда у ребенка что-то не получается. Как нужно реагировать? Быть рядом, поддерживать, но не вмешиваться, если вы видите, что еще чуть-чуть и у него получится (то есть это в зоне его ближайшего развития). Это тонкая грань. Как еще можно помочь, но не вмешиваться. Предложите ребенку разделить дело на части: пусть выполнит то, к чему уже готов. Так у него появится исследовательский интерес и при этом он не потеряет веру в себя.
Сколько цветов в радуге? Упражнение на смыслы
Посмотрите на радугу. Все привыкли, что в ней строго 7 цветов. А может быть больше? Вспомните какой-то цвет (розовый, бирюзовый) и посмотрите не радугу снова. Ну что, кажется, теперь в радуге больше, чем 7 цветов?
Какой бы цвет вы не вспомнили, ваш мозг будет видеть его в радуге.
А теперь возьмите лист бумаги и разделите его на 9 квадратов. Вспомните вместе с ребенком какую-то эмоцию, например, грусть. В каждом квадрате нарисуйте разную грусть. Для разных ситуаций она будет разной (мама уехала — одна грусть, получил не ту оценку, которую хотел, — другая). Это упражнение дает ребенку понимание, что у каждой эмоции бывают разные оттенки.
Сделайте такую раскладку для разных эмоций — и для ребенка, и для себя лично.
Айсберг гнева
Еще одно упражнение для ребенка. Посмотрите на этот айсберг, на поверхности мы видим гнев, а в основании айсберга много других слов. Прочитайте вместе с ребенком эти слова, а потом спросите. Когда ты злишься, какие чувства могут быть в глубине тебя. Обведи эти слова.
Упражнение помогает ребенку понять причину его эмоций.
С малышами трех лет также можно выполнять подобное упражнение. Но возьмите эмоции попроще, например, радость. Когда ты радуешься? И вспоминаем причины: когда мы вместе, когда гуляем, когда папа пришел и т д.
Стоп-слово. Упражнение для родителей
Чтобы не срываться в эмоциональные моменты, придумайте для себя стоп-слово. Это может быть любое слово. Используйте его всякий раз в эмоциональные моменты, чтобы затормозить себя и успеть понять причину эмоции, прежде чем сорваться или зациклиться на эмоции. Например, «Стоп-слово, а что это мне прямо сейчас хочется разорвать все на части?» или «Стоп-слово, что это мне так тревожно стало?»
Стоп-тело
Для детей очень важна связь эмоций с телом. По сути они проживают эмоции телом, потому что они выражают каждую эмоцию всем своим существом.
Эмоции заполняют детей целиком. И нас, взрослых, тоже. А значит мы можем переходит в то или иное эмоциональное состояние через тело.
А теперь давайте потренируемся. Скажите себе такую фразу: «Я сильный как герой». И посмотрите, как тело реагирует на эту мысль. Как изменилось ваше лицо, руки, дыхание? Попробуйте сказать себе другие фразы с картинки.
Как это работает в жизни? Попробуем практику «Стоп-тело». Ситуация такая: вы вернулись домой, вещи раскиданы, уроки не сделаны. В этот момент не нужно мгновенно поддаваться эмоциям. Встаньте на одну ногу и скажите: «Я добрая, как волшебница». Это переключит вас с негатива и вы сможете принять ситуацию спокойнее. Вы вспомните, что любое намерение наших детей позитивно. И мы, взрослые, способны разобрать каждую ситуацию конструктивно. Например, разбросанные вещи — это конкретная ситуация. Не стоит масштабировать: «Ты все время разбрасываешь вещи». Это приведет к взрыву. И всем будет плохо.
Эмоции и тело тесно связаны. Наши мысли и эмоции могут существовать в настоящем прошлом и будущем, но тело всегда находится здесь и сейчас. Именно поэтому смена позы (стоп-тело) работает.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка статьи: pexels.com