Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Разбираемся в философии на примере «Игры престолов»
16 мая 2021 2 264 просмотра

Мария Курамина
Мария Курамина

В новой книге для подростков «Спиноза и попкорн» блогер и философ Рик Дюфер знакомит читателей с теориями великих мыслителей через современные сериалы и фильмы. Автор с юмором разбирает такие важные темы, как этика, политика, справедливость в обществе. В этой статье рассказываем о том, как Карл Маркс стал советником Дейенерис Таргариен.

Женщины — истинный рупор власти

Нет никаких сомнений, что в «Игре престолов» движущей силой являются именно женщины. И все они — сторонницы некоей утопии, то есть идеального общества.

Утопий существует множество, но вот сосуществовать два идеальных общества никак не могут: разные утопии всегда находятся в противоречии, потому что исключают друг друга.


Источник

Например, в книге «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы описано нечто вроде просвещенной олигархии, в которой небольшое число людей правит остальными, руководствуясь идеалами государственности, мудрости и любви.

Иначе устроено общество, созданное воображением Джона Стюарта Милля (который также является автором книги «Подчиненность женщины», считающейся одной из важнейших вех в истории эмансипации женщин): в нем каждый человек обладает основными свободами, которые не зависят от воли монарха или нескольких правителей, пусть даже и просвещенных.


Спиноза и попкорн

И тот и другой уклад можно счесть по-своему разумным и привлекательным, однако сосуществовать они никак не могут, так как являются взаимоисключающими. Это как если бы вы хотели смотреть вечером «Очень странные дела», а ваша вторая половинка — «Игру престолов»; в итоге вы, надутые и недовольные, смотрите «Во все тяжкие».

Точно так же идеальный мир Дейенерис Таргариен не может сосуществовать с миром Серсеи Ланнистер — по той простой причине, что они стремятся к противоположным идеалам.

Призрак бродит по Вестеросу

С того самого момента, как Дейенерис становится претенденткой на Железный Трон, ее видение мира окончательно проясняется. С ее точки зрения, общество делится на угнетателей и угнетенных, а роль правителя заключается в том, чтобы упразднить этот неправильный порядок и разорвать цепи рабства, какой бы природы они ни были.

Ее утопия, то есть мир будущего, должна основываться на всеобщем равенстве, а любые экономические и социальные различия должны быть устранены. Еще белокурая наследница семейства Таргариен убеждена, что для достижения этой благой цели ни одно средство нельзя считать излишне жестким. Например, вполне сгодятся огнедышащие драконы, хотя их едва ли можно считать дипломатическим орудием, облегчающим диалог.

Поначалу рядом с Дейенерис находится сир Джорах — скромный слуга из «вечной френдзоны», очарованный своей королевой, а потом Тирион — персонаж, который, возможно, претерпевает самое сильное преображение на протяжении всего сериала… Но все же лучшим советчиком для кхалиси стал бы, без сомнения, Карл Маркс!

В самом деле, в действиях Дейенерис просматривается стремление к утопии социалистического толка, эгалитарной и антикапиталистической.


Иллюстрация из книги

Соответственно, во втором, третьем и четвертом сезонах она решительно свергает режимы религиозных торговцев (Кварт), рабовладельцев (Астапор) и аристократов (Миэрин), то есть режимы, которые олицетворяют собой противоположность эгалитарной идеологии, которую намерена воплотить Дейенерис.

Ее заклятый враг, Серсея Ланнистер, происходит из королевского дома, престиж которого основан на финансах и экономике. Он славится девизом «Ланнистеры всегда платят свои долги», а также мощным союзом с Железным банком Браавоса.

Для Маркса тремя столпами капиталистического общества были религия, рабство (понимаемое как отчуждение) и финансовая выгода. Из них проистекали неравенство и социальная несправедливость.

Согласно Марксу, истинными цепями человечества являются вовсе не идеи — как, например, полагал Гегель и многие предшествующие ему философы, — поскольку несправедливость, в которой мы живем, определяется социально-экономическими реалиями. Таким образом, для того чтобы избавиться от этих цепей, одних мыслей недостаточно — нужны действия, которые позволят разбить реальные цепи.

Прежде всего под мыслями подразумевается религия, которая в «Игре престолов» представлена, например, орденом колдунов, который Дейенерис обнаруживает в Кварте. Маркс отнюдь не недооценивал значение религии. С его точки зрения, люди ищут спасения в религии, чтобы облегчить свои страдания надеждой на лучшую жизнь. Но если религия — лишь симптом страдания, то его реальная причина кроется в состоянии отчуждения, которому человек подвергается ежедневно.


Источник

Отчуждение, по Марксу, возникает, когда человек перестает работать для того, чтобы вместе с другими людьми освоить и подчинить себе природу или реализовать в труде какой-то свой план, — он вкалывает только ради того, чтобы заработать себе на пропитание. В таком понимании человек обладает способностью преобразовывать природу, очеловечивая ее. Так, скажем, архитектор, создавая дом, манипулирует природой, чтобы с помощью имеющихся в его распоряжении средств воплотить в реальность то, что раньше существовало лишь в его сознании, а именно проект. Маркс считает, что для человека труд — это возможность очеловечить природу. В условиях рабства и неравенства, которые Дени наблюдает, например, в Астапоре и Миэрине, человек отчужден от своего естественного состояния и трудится только ради того, чтобы прокормить себя. В лучшем случае он выполняет ненавистную ему изнурительную работу, чтобы получать за нее заработную плату, а в худшем — чтобы хозяин не убил его, поскольку в этом случае человек превращается, по сути, в неодушевленный предмет.

Рабочий у Маркса — в отличие от ремесленника, художника или архитектора — не реализует себя в труде, а уничтожает: он несчастен, лишен всякой свободы, полностью обречен. Его труд — не добровольный, а принудительный. Такой человек не удовлетворяет собственные потребности, а лишь служит средством удовлетворения чужих потребностей.

И вот, учитывая все эти причины, Маркс нашептывает на ушко Дейенерис, что достижение равенства и построение утопии невозможно одними только теориями и идеями: для этого нужны практические действия.

На этом и строится концепция «исторического материализма»: духовное состояние человека есть результат исторических изменений экономической и социальной системы, и если мы хотим сделать человека духовно свободным, то добиться этого можно не словами, идеями и философией, а действием и революцией.

Преодолеть отчуждение человека можно только разрушив экономическую базу, основанную на несправедливости. А чтобы сделать это в мире «Игры престолов», сами понимаете, без драконов не обойтись.

Борьба Дейенерис, — это самая настоящая классовая борьба, которая, согласно Марксу, есть единственный двигатель истории: раз за разом угнетаемый класс свергает власть своих угнетателей, освобождаясь от оков и давая начало новой эпохе и новой власти.


Источник

Характерным примером этого в «Игре престолов» может служить история Серого Червя, ставшего командиром Безупречных. Простой солдат, оскопленный раб, с которым его астапорские хозяева обращались как с вещью, помогает Дейенерис уничтожить старых правителей и становится ее «железной рукой».

История развивается путем именно таких переворотов, без которых, собственно, и не было бы никакой истории.

Но если раз за разом угнетатели становятся угнетенными, то как узнать, движется ли история по направлению ко все более справедливому мироустройству или же просто бесконечно воспроизводит одну и ту же несправедливость?

И здесь в игру вступает утопия — отдаленный идеал, который Маркс и Дейенерис защищают своими словами и действиями.

Подобно тому как Маркс считал исторически предопределенным установление коммунистического общества, так и юная Таргариен убеждена, что ее восшествие на Железный Трон неизбежно — можно сказать, предопределено судьбой.

Единственная разница между ними в том, что Маркс видел признаки этой предопределенности в пороках капитализма, а Дени — в том, что она Мать Драконов, а также в наследии ее отца Эйриса и в упадке дома ее врагов.

Как для Карла, так и для кхалиси очевидно, что для преобразования общества нужно действовать, причем используя любые возможные средства.

«Революция — это не званый обед», — говорил китайский политический деятель и коммунист Мао, но, если бы это было так, на этом обеде подавали бы блюда… приготовленные на драконьем огне!

По материалам книги «Спиноза и попкорн».

Обложка: HBO

Похожие статьи