Ирина Матанова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему»
Ирина Матанова, нейропсихолог проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready), отвечает на вопрос, когда ребенку может потребоваться психолог?
Как психолог я работаю не только с детьми. Половина моих клиентов — взрослые люди. Женщины и мужчины, которые пришли ко мне с желанием лучше понять себя, исследовать свою жизненную историю, найти связи между тем, как было в детстве, и тем, как стало сейчас. И удивительно, как часто я стала слышать такие слова: «Если бы мои родители отвели меня к психологу в детстве!» Некоторые даже обижаются на родителей за то, что, когда такая возможность была, те отказались из-за своих опасений и собственных представлений о работе психолога.
Сегодня отношение к психологам изменилось по сравнению с тем, как это было 20 лет назад. Профессия стала популярной и востребованной. И многие подростки, проживая непростой период трансформации из ребенка во взрослого, просят родителей, чтобы те дали им возможность поговорить с психологом.
Кому будет полезно поработать с психологом
Разберем подробнее, кому стоит обратиться за помощью к специалисту.
1. Любому ребенку с нарушениями развития, задержкой развития, соматически ослабленному и часто болеющему ребенку.
Почему? Потому что болезнь является способом адаптации к существующей реальности и приходит тогда, когда возможности психической переработки переживаний по какой-то причине ограничены и ребенок сигнализирует о своем неблагополучии с помощью болезни. Что не исключает, конечно же, и обращения за лечением к врачу.
Их психический аппарат становится достаточно развитым, чтобы чувствовать и выносить разные сложные чувства на уровне психики.
2. Ребенку, переживающему кризисные моменты.
Ситуация развода родителей, переезда, потери близких, после физических и психических травм. Все эти ситуации создают сильную нагрузку на семейную систему и возможности родителей помогать ребенку. Часто у родителей не хватает на это своего душевного ресурса. Работа психолога может стать «дополнительным контейнером» для переработки тяжелых переживаний ребенка и адаптации к новой реальности.
3. Ребенку, находящемуся в кризисных точках своего развития.
Например, подростку, которому кажется, что его никто не понимает. «Никто не понимает» — это проекция своего собственного непонимания себя на других близких. Понять и принять себя в период перемен — задача, которую можно решать в работе с психологом.
4. Ребенку с поведенческими и эмоциональными проблемами.
Если эти проблемы создают трудности в обучении, дружбе, общении с другими взрослыми — учителями, воспитателями, тренерами.
Еще один момент, который следует отметить. Для того, чтобы отношения менялись, необходим вклад всех участников отношений.
Часто для улучшения отношений самим родителям необходима работа с семейным терапевтом, либо индивидуальная работа.
Что получает ребенок в результате такой работы
- Новый опыт взаимодействия с другим взрослым. Этот опыт он может перенести в дальнейшие отношения.
- Возможность проживания и переработки своих переживаний. Улучшение эмоционально-волевой регуляции.
- Укрепление своего Я, своих границ и возможность становится отдельным и независимым (что не всегда отвечает бессознательным интересам родителей).
Что получают родители
- Новые знания и новую точку зрения о своем ребенке.
- Психологическую разгрузку от осознания того, что их трудности кто-то может разделить.
- Опыт принятия своего ребенка таким, какой он есть.
Обложка статьи: pexels.com