Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Как подготовить детей к встрече с трудностями? 3 несложных упражнения
7 марта 2021 28 727 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Родители хотят, чтобы дети были готовы к жизненным препятствиям: как к большим (ребенок не поступил в колледж своей мечты), так и маленьким (подростку отказали в танце на школьной вечеринке). Для этого нужно развить в мозге способность четко мыслить и выдерживать удары. Вот упражнения из книги «Самостоятельные дети», которые помогут это сделать.

Постановка четких целей

Практически все, кто писал о психологии успеха, сходятся во мнении, что фундаментальное значение имеет постановка целей. Давайте поможем ребенку освоить этот навык.

Самостоятельные дети

Ментальное контрастирование

Этот способ поможет защитить фантазеров от разочарований, наметив путь к тому, чего действительно можно достичь. И в то же время поддержит тех, у кого наготове дюжина причин, по которым успех невозможен.

1. Попросите ребенка установить цель самостоятельно. Это не должна быть групповая цель, и вы не должны на нее влиять. Цель должна быть выполнимой и сложной.

2. Предложите ребенку записать несколько слов о желаемом результате. Что поможет его достичь? Дети не должны редактировать себя во время этого процесса, пусть свободно пишут все, что приходит на ум.


Что поможет достичь успеха? — Источник

3. Попросите ребенка подумать о возможных внутренних препятствиях на пути к его цели. Обратите внимание: не надо думать о внешних барьерах. Теперь попросите его взять ручку и бумагу и записать эти препятствия, а также поразмышлять, как это может повлиять на него и что можно сделать, когда эти препятствия возникнут.

Например, ребенок ставит целью получить хороший результат на тесте по математике. Слова, которые он запишет на втором этапе, таковы: «спокойный», «уверенный», «сосредоточенный». При обдумывании внутренних препятствий он может написать «торопливый», «напряженный», «сбитый с толку». Так ребенок мысленно готовится к тесту и представляет, как будет ощущать стресс или растерянность. Затем воображает, что преодолевает препятствия или, по крайней мере, выдерживает их.

Если ребенок знает, что предвидел потенциальные неудачи и неожиданные обстоятельства, он сможет справиться с ними более эффективно.

Визуализация

Предложите ребенку не только ставить цель, но и представлять, как он ее достигает. В исследовании известного нейробиолога Альваро Паскуаля-Леоне группу людей попросили каждый день в течение определенного периода времени играть гаммы на фортепиано. Другую группу испытуемых попросили представлять себе, как они играют гаммы, но не играть их в действительности. Ученые обнаружили, что участники обеих групп показали рост активности в той области мозга, которая соотносится с движениями пальцев.

Мозг не может отличить реальный опыт от того, который мы во всех красках представляем себе. В этом польза визуализации.

Создание плана Б

Мало что вызывает у детей больше стресса, чем чувство «я должен, но не могу». План Б позволяет мыслить более конструктивно: «Если я не могу сделать это, то мог бы сделать вот это…». Это ключ к здоровому отношению к потенциальным неудачам. Представляя альтернативное будущее и создавая резервные планы, дети узнают, что, если план А не сработает, мир не рухнет.


Объясните ребенку, что путей несколько. И научите думать о запасных. — Источник

Создавайте план Б в разных ситуациях: от бытовых до катастрофических. В результате ребенок поймет, что предусмотрел разные варианты, и обретет чувство контроля.

Когда вы используете план Б, повышаются ваша гибкость и адаптивность. Со временем такая практика мышления придаст уверенность в том, что вы справитесь со стрессом и неудачами.

 

Сочувственный разговор с собой

«Я такой глупый». «Я просто идиот». «Как я мог быть таким тупым?!» Мы часто слышим эти высказывания от детей, и многие родители отчаиваются, когда их дети постоянно дают самоуничижительные комментарии. Но не старайтесь отговорить ребенка от этого. Если он попал в порочный круг «я неудачник во всем», вы можете сказать что-то наподобие: «Это только один взгляд. Я вижу по-другому. Я был бы рад поделиться с тобой своим мнением, если тебе интересно». Если ваш ребенок не хочет этого слышать, держите свое мнение при себе и надейтесь на лучший момент. Нежелательное вмешательство может заставить детей крепче ухватиться за свое негативное представление о себе, потому что теперь это уже вопрос их контроля.

Другой способ вмешаться — напомнить ребенку, что вы тоже переживали сложные ситуации, и сказать: «Когда это происходит, вот что делаю я. Хочешь узнать?» Опять же, если ребенок скажет «нет», не продолжайте. Однако часто в такие моменты дети говорят «да».

Если ребенок открыт для диалога, говорите так: «Ты заметил, что иногда мы говорим с собой не так, как с другими? Представь, если бы мы с тобой были в команде по футболу. Пас направляют прямо мне, но я пропускаю его между ног. Что бы ты сказал? Наверное, что-то такое: „Ничего страшного. В следующий раз примешь“. Почему? Ведь, безусловно, я допустил серьезную ошибку. Но инстинктивно ты знаешь, что слова поддержки повышают вероятность того, что я приму следующий мяч, сильнее, чем если ты крикнешь, что я паршивый игрок».

Научите своих детей поддерживать себя так же, как и своего лучшего друга: «Давай! Ты можешь сделать это». Беседа с самим собой от третьего лица гораздо эффективнее, чем от первого. Если ваш ребенок назовет себя по имени, он скорее займет более дистанцированную позицию поддерживающего друга, чем выступит в роли главного критика.

Большинству детей не преподают ментальные стратегии: планирование и визуализацию целей, возражения негативным мыслям или размышления о том, что делать, если желаемое не получится. Попробуйте восполнить этот пробел.

 

По материалам книги «Самостоятельные дети»

Обложка поста — unsplash.com

 

Рубрика
Психология
Похожие статьи