Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная проза Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Как развить любознательность и мотивацию для успешной учебы
17 февраля 2021 7 827 просмотров

Валентина Третьякова, педагог географии и биологии Wunderpark International School
Валентина Третьякова, педагог географии и биологии Wunderpark International School

Для развития навыка самостоятельного обучения нужна любознательность и мотивация. В этой статье поговорим о влиянии этих процессов на учебу, а также о том, как родителям создать благоприятную среду для развития детей.

Любознательность: от игр до безделья

Специалисты считают любознательность признаком готовности ребенка к школе. Она формируется на основе любопытства и особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых разными вопросами. Пик любознательности приходится на два периода — старший дошкольный (5-7 лет) и младший подростковый возраст (11-13 лет).

Эта черта развивается, в первую очередь, в семье, поэтому задача родителей — сформировать среду для проявления любознательности. Вот что можно сделать.

  1. В раннем возрасте (до 3 лет) обеспечьте большое разнообразие предметной деятельности, например, играйте с разными материалами.
  2. Детям от 3 до 7 лет создавайте разнообразные условия для игр — сюжетно-ролевых, интеллектуальных и так далее.


Играйте вместе с детьми. Источник

  1. Отвечайте на вопросы ребенка, читайте книги по интересам.
  2. Хвалите малыша за то, что он узнал что-то новое.
  3. Создавайте впечатления. Поездки, общение, мероприятия — все это расширяет кругозор и дает пищу для проявления любопытства.
  4. Следите за наличием достаточного количества физической нагрузки и свежего воздуха — это базовое условие для развития ребенка в любой сфере.
  5. Оставляйте время на «безделье». Перенасыщенность учебой и впечатлениями, слишком плотный график тоже может притуплять интеллектуальную деятельность и желание развиваться.

Как сформировать мотивацию

Мотивация — основа самостоятельной деятельности. Разберемся, как она устроена и как ею управлять.

Физиологические аспекты мотивации

Дофамин — это нейромедиатор, который помогает фокусироваться на цели. Мозг вырабатывает его в ответ на удовольствие. Задача родителей — создать такую систему поощрений, чтобы опыт учебной деятельности был связан с положительными эмоциями.

С другой стороны, родителям стоит научить ребенка получать дофамин в результате интеллектуальной деятельности, а не только за счет потребления мультиков и сладкого. Например, предложите ребенку сыграть в классную настольную игру в выходные, прочитать интересную книгу, накопить на какую-то вещь. Цель — растянуть промежуток времени между появлением желания и получением желаемого. Постепенно заполняйте это время действиями, направленными на достижение цели. Поначалу помогите ребенку осознать, какие шаги нужно сделать. Сформулируйте их вместе, расскажите, что такое гибкое планирование, празднуйте успехи и достижения.


Учите ребенка правильному планированию с ранних лет. Источник

Психологические аспекты мотивации

Согласно пирамиде Маслоу познавательные потребности у человека стоят лишь на пятом уровне из семи (пирамида Маслоу — теория, в которой потребности (от физиологических до самоактуализации) представлены с помощью иерархии). Это означает, прежде чем развивать у ребенка навык самостоятельного обучения, сначала необходимо понять, в какой степени у него удовлетворены потребности первых четырех уровней — физиологические, потребности в безопасности, любви и уважении.

Перед тем как сесть за учебники, спросите, не хочет ли ребенок пить, не жарко ли ему? Поразмышляйте, достаточно ли физической нагрузки в его жизни, чувствует ли он себя в безопасности дома? Уважают ли ребенка в семье и в школе? Нет ли критики, одобряют ли его, признают ли его достижения? Это базис, необходимый для достижения успехов в учебе. Удовлетворение потребностей первых четырех уровней пирамиды Маслоу заложит фундамент на всю жизнь: у ребенка всегда будет способность и мотивация к самообразованию и развитию карьеры.

Также читайте статью, как вдохновить школьников на самостоятельную учебу.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи