Вот так книга!
Чему стоит научить ребенка, чтобы он вырос счастливым
27 января 2 491 просмотр
Вот так книга!
Чему стоит научить ребенка, чтобы он вырос счастливым
27 января 2 491 просмотр

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Сегодня дети слишком рано узнают значение слова «успех». Гонка за достижениями начинается едва ли не в детском саду. Из-за больших нагрузок здоровье детей ухудшается, страдает и психика. Какова цена слишком большой занятости ребенка, слишком активного «развития», слишком сильного стресса и непонимания реальных потребностей детей?

Детский психолог Мэдлин Левин в своей книге «Самое ценное» предлагает взглянуть на успех иначе и сосредоточиться на действительно важных качествах, которые надо развивать в ребенке, чтобы он чувствовал себя прежде всего счастливым.

Залог истинного успеха и счастья — вовсе не достижения, а семь важных качеств: от эмпатии до самоконтроля.

Книга расскажет, что нужно сделать, чтобы развить их в ребенке и скорректировать свой стиль воспитания.

Семь важных качеств

Успешная учеба всегда будет важна, но есть и другие навыки, особенно полезные для детей: эмпатия, креативность, инновационное мышление, гибкость, стойкость при неудачах, навыки общения и умение сотрудничать. Автор предлагает развивать в детях именно их. Они помогут ребенку преодолевать трудности, чувствовать себя уверенным и счастливым.

Книга расскажет, что нужно сделать, чтобы дети приобрели эти навыки, а также о том, как определить собственные ценности, начать следовать им и передать их ребенку.


Самое ценное

Автор описывает основные этапы развития детей от 5 до 18 лет, говорит о том, чему они в эти периоды должны научиться и как могут помочь родители.

Эта книга поможет вам понять, когда нужно сдержаться, а когда пора вмешиваться, когда идти на компромисс, а когда стоять на своем, чтобы стать более уверенным в себе родителем.


7 глав о том, какие качества нужно развивать в ребенке, чтобы он был счастлив сегодня и в будущем

Развитие как лестница-стремянка

Родители часто беспокоятся, что их дети «отстают» от других. Например, если все дети в группе детского сада уже читают, а ваш ребенок нет, стоит ли волноваться? Ответ: конечно, нет.

Три года спустя различий в навыках между теми, кто научился читать в детском саду, и теми, кто освоил чтение год или даже два спустя, не будет. Ваш ребенок будет чувствовать себя дискомфортно, только если вы или школа будете относиться к нормальному развитию как к патологии.

Представьте, что развитие ребенка — это лестница-стремянка. Чтобы она крепко стояла, ей необходима прочная опора. Важно, чтобы мы уважали прогресс ребенка, карабкающегося со ступеньки на ступеньку, а не толкали его наверх преждевременно или без надлежащей поддержки. При таком отношении восхождение безопаснее, приятнее и в конечном счете успешнее.

Дети сами должны хотеть чего-то, ставить перед собой цели и добиваться их. Они будут успешнее, если станут сами решать, в какие занятия и увлечения вложить душу. В этом и состоит взросление — выбирать дело всей жизни и понимать, что одни интересы становятся хобби, а другие — любимой профессией. Если же мы, родители, слишком спешим «развить» ребенка так, как нужно нам, то у него пропадает интерес и мотивация к многим вещам.

Три опоры родителей

Чтобы воспитывать детей, мы сами должны постоянно расти и развиваться. Есть три вещи, имеющие решающее значение для нашей способности адаптироваться и расти вместе с ребенком.

Первая — это самоанализ, то есть глубокое понимание своей истории и себя самого. Вторая — это умение настроиться на чужое состояние, или эмпатия. И наконец, третья — гибкость, самый лучший навык в воспитании детей. Эти три качества как треножник, который лежит в основе воспитания.

Детям хорошо тогда, когда хорошо их родителям.

Мэдлин Левин советует родителям прежде всего изучить и понять себя, быть добрыми к себе. Это нелегко, но в результате выиграет не только ребенок, но и вы сами и вся ваша семья.

Еще раз об оценках

Дети, которых интересуют только оценки (то есть положительная оценка со стороны окружающих), имеют узкие цели. Они делают на оценку больший упор, чем на изучаемый материал. Они так боятся потерпеть неудачу, что ставят перед собой гораздо меньше задач, меньше рискуют и поэтому ограничивают свои возможности роста. Кроме того, они рискуют стать перфекционистами, а это хорошо известный предвестник депрессии.

С другой стороны, дети, ориентированные на овладение предметом, занимаются им ради того, чтобы чему-то научиться. Они сами, без подстегивания со стороны, стремятся к успеху. Они наслаждаются процессом.


В избитой фразе «Миром правят троечники» есть рациональное зерно. Многие навыки, которые приводят к успеху, вроде умения общаться и адекватного самовосприятия, в школе никогда не оцениваются.

Когда задача несложная, дети обоих типов достигают практически одинакового уровня. Однако, когда предстоит изучить сложный материал, дети, ориентированные на успеваемость, справляются плохо, зато дети второго типа преуспевают.

Лучший способ помочь нашим детям справиться с трудностями — это побудить их работать за пределами своей зоны комфорта, помогать им, когда это необходимо, и на личном примере демонстрировать энтузиазм при виде трудных задач.

Не перегружайте ребенка занятиями

Профессор и известный детский психолог Дэвид Элкинд, столп науки о здоровом развитии ребенка, говорит, что у детей до 12 лет должно быть максимум три внеклассных занятия: одно социальное, одно физическое (спортивная секция или танцы) и одно художественное (музыка, рисование).

Перегруженные занятиями дети часто демонстрируют признаки стресса. Один из способов разгрузить расписание — просто попросите ребенка оценить важность каждого занятия. Возможно, вы обнаружите, что футбольная секция, куда, как вы думали, он любит ходить, для него далеко не на первом месте.

Самый важный вопрос

Как сделать ребенка счастливым? Возьмите на заметку несколько мыслей из книги:

— Проявляйте любопытство. Для вашего ребенка мир полон чудес. Посидите с ним, пока он наблюдает, как прозрачная жидкость, которую вы налили в ванну, превращается в шапку разноцветных пузырьков, танцующих и исчезающих, если он слегка подует.

Мы и сами вспоминаем собственные моменты удивления, глядя на привычное незамутненным взглядом своих детей.

— Не торопите ребенка, завороженно наблюдающего за миром вокруг. Не диктуйте ему, что сейчас важно, а что нет. Не поднимайте шум из-за ошибок. Ваш ребенок одновременно раскрывается навстречу миру и учится наблюдать. Любознательность и наблюдение лежат в основе обучения.

— Играйте с ним. За последние двадцать лет дети потеряли почти два часа игр в день из-за загруженности школьного расписания и кружков. А ведь именно игра позволяет им проявлять любознательность, творчество, спонтанность и сотрудничество. Неструктурированная игра должна присутствовать в жизни каждого ребенка ежедневно, она закладывает основы социальной компетентности — умения вести себя в обществе других людей.

Что еще в книге

Мы волнуемся за наших детей. И желаем им счастья. Мир меняется каждый день, но потребности детей были, есть и останутся такими же, как и раньше. Их нужно безоговорочно любить, обеспечить им детство, полное активных

игр и любознательности, заставлять их бросать вызов себе, дисциплинировать, когда это необходимо, и ценить за уникальное сочетание навыков и способностей, которые они привносят в мир. Из этой книги вы узнаете также узнаете:

  • Как нам создать среду, в которой дети будут комфортно развиваться?
  • Как помочь детям найти и сохранить в себе искру, разжигающую глубокий интерес к учебе и желание учиться самостоятельно?
  • Как помочь им реализовать имеющийся потенциал?
  • Как развить их способность вносить свой вклад в общее дело, умение видеть смысл в своей деятельности?
  • Как сформировать в них качества, соответствующие их истинному «я»?

Вас ждут 384 страницы о любви к детям и чутком отношении к родителям.

Конечно, мы все надеемся, что наши дети будут хорошо учиться в школе, но еще больше нам хочется верить, что они преуспеют в жизни. Мы хотим, чтобы они глубоко знали и ценили себя, чтобы с энтузиазмом воспринимали окружающий мир, нашли себе интересную работу, любящих и преданных друзей и супругов. Мэдлин Левин написала путеводитель для родителей, которые хотят, чтобы их дети раскрыли в себе лучшие качества и выросли счастливыми людьми.

По материалам книги «Самое ценное».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Похожие статьи