Психология
5 упражнений для развития наблюдательности. Для подростков и их родителей
19 января 1 583 просмотра
Психология
5 упражнений для развития наблюдательности. Для подростков и их родителей
19 января 1 583 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

«Будьте внимательны» — как-то посоветовала молодым людям писательница Сьюзен Сонтаг. Умение обращать внимание влияет на то, как мы смотрим на мир, развивают оригинальное мышление и самостоятельную точку зрения. Но делать это непросто. Выбрали несколько упражнений, которые помогут начать замечать, что происходит вокруг. Попробуйте их повторить — сами или с детьми.

Начнем с простого.

Замечайте что‑то новое каждый день



С широко открытыми глазами

Когда мы путешествуем, наша наблюдательность обостряется. В новом месте мы обращаем внимание, кажется, на все. Эколог Лиам Хенеган даже придумал для этого «повышенного и восторженного внимания к обыденности, возникающего на новом месте», название — аллокатапликсис (на греческом «алло» — «иной», а «катапликтико» — «изумляться».

Но большую часть времени мы проводим в знакомых местах, которые утратили для нас новизну. Мы принимаем свое окружение как данность и перестаем обращать на него внимание. Мы становимся глухи к маршрутам, которые повторяем день изо дня. Психологи, которые изучают восприятие, называют этот феномен слепотой невнимания.



Источник

Попробуйте вот что: каждый день замечайте что-то новое. По дороге — на учебу, работу, занятия, куда годно. Катаясь на велосипеде, машине, автобусе или поезде. Никаких технических устройств для этого не требуется.

Высматривайте:

  • камеры наблюдения;
  • заброшенные телефоны-автоматы;
  • все живое (растения, залетевших птиц) в аэропорту;
  • объявления о ремонте замков;
  • сорняки;
  • таблички «работник месяца»;
  • брошенные магазинные тележки;
  • брошенные конусы дорожных работ;
  • брошенные велосипедные замки;
  • знаки, нарисованные от руки;
  • вышки мобильной связи.

Дальше — чуть сложнее.

Прогуляйтесь, обращая внимание на цвет


Источник

Художник Манро Гэллоуэй, читая курс лекций о цвете, поручает студентам провести один час на улице. «Пусть вами руководит цвет, — говорит он. — Присмотритесь к цвету того, что вас окружает».

Подумайте над вопросами, которые задает Гэллоуэй в своем упражнении «Рисование с закрытыми глазами»:

  • Какие цвета первыми бросаются в глаза?
  • Какие цвета раскрываются медленнее?
  • Какие неожиданные цвета вы заметили?
  • Какие вы заметили отношения цветов?
  • Меняются ли цвета со временем?

Обратите внимание на то, что кажется неизменным

Программист по имени Джейкоб Харрис постоянно фотографирует безоблачное голубое небо, получая почти идентичные квадраты голубого цвета. Он называет эту серию «Небесный градиент».


Источник

Харрис говорит: «В этом проекте я не отношусь к себе как к художнику. Я занимаюсь своего рода медитацией». Иногда, по его словам, он забывает, где сделал фотографию или почему. «Это все равно что сделать запись в дневнике или кинуть камень в воду, чтобы отметить мгновение и дать ему пройти, — замечает он. — У меня часто нет ручки, и обычно я не нахожусь рядом с озером или камнями. Но у меня всегда есть мой телефон. И иногда, даже когда мне грустно, день все равно прекрасный и солнечный. Я лезу в карман за телефоном и направляю его в небо. Я выдыхаю и делаю фотографию».

Тротуары, парковки, трава, стволы деревьев — и природные, и созданные людьми объекты дарят бесконечные возможности для наблюдения. Попробуйте тоже начать замечать что-то незаметное: вы осознаете, сколько в этом смысла и красоты.

Дальше будет очень необычно.

Слушайте избирательно

Вы когда‑нибудь слушали одну и ту же песню снова и снова? Наверняка. Само по себе повторное слушание не всегда позволяет вам погрузиться глубже в то, что вы слышали раньше, или помочь вам открыть то, что вы никогда не замечали.

Попробуйте позаимствовать подход, используемый Этаном Хайном, музыкантом и педагогом. Считайте это критическим слушанием. Хайн задает своим ученикам выбрать единственный звук внутри песни, прислушаться к нему и отключиться от всего остального. Может быть, это басы, может быть, вокал. Или нужно сосредоточиться на хоре и выявить каждый звук внутри него. Хайн поручает студентам составлять списки и диаграммы на основе этого упражнения.


Источник

«Обычным любителям достаточно просто прислушаться к этим звукам», — говорит Хайн. Не столь важно выявить инструмент, сколько прийти к субъективно верному описанию: например, «штука, которая кричит, как чайка».

Хайн рассказывает, что один его знакомый, преданный фанат The Beatles, испытал «откровение», сфокусировавшись только на партии басов в песне, о которой он думал, что знает ее от и до. «Теперь у него появилось совершенно иное осознание того, как работает эта песня. С его точки зрения, это было все равно что увидеть в цвете то, что ранее он видел только в черно-белых тонах». Избирательное слушание способно на такое волшебство.

Ну и совсем неожиданно↓

Составьте список вещей, которые вы (или вам) не купили

Представьте музей, заполненный всем, что вы когда‑либо желали получить, но не получили. Что бы он рассказал о вас?

Что бы вы смогли узнать, осмотрев все то, что вы хотели иметь, пусть и недолго, но чем так никогда и не обладали?


Источник

Дизайнер и предприниматель Тина Рот Айзенберг, которая ведет популярный блог swissmiss, однажды поделилась со своими читателями картинкой со списком, состоящим из вещей, которые она не купила. В нем были дорогие вещи, например колонка Amazon Echo, и более повседневные, в частности кофе Fancy Latte, который, согласно ее списку, она не купила тринадцать раз. Айзенберг рассказала, что на нее повлияла гуру уборки Мари Кондо, которая предлагает заниматься, по сути, профилактикой разбора хлама. Интересная идея: от выбрасывания мусора перейти к тому, чтобы никогда его не заводить, а потому как можно конкретнее сформулировать список вещей для «предрасхламления». Айзенберг открыла интересную территорию для исследования.

«Существует пространство между стимулом и реакцией, — писал Виктор Франкл, австрийский психиатр и невролог. — В пределах этого пространства нам по силам выбирать, как мы отреагируем». Что же скрывается в этом пространстве? Что заполняет область наших желаний, которые так никогда и не сбылись?

По материалам книги «С широко открытыми глазами»

Обложка: unsplash

Рубрика
Психология

Похожие статьи