Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Чевостик в Древней Греции: как мы создавали новую энциклопедию
12 октября 2020 1 874 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Когда мы открываем книгу по истории, вряд ли задумываемся о том, как художник и редакторы работали над иллюстрациями и фактами, стараясь соблюсти историческую точность. Как продумывали детали, чтобы ванна, в которой Архимед сделал свое открытие, на картинке была именно такой, какой нужно, на Афине был соответствующий наряд, а в древнегреческом храме был правильный потолок с квадратными углублениями.

Именно из таких мелочей рождается исторически правильная книга, которая точно передает образ эпохи. Книга о новых приключениях Чевостика «Древняя Греция» получилась именно такой.

Книга пока еще готовится выйти в свет, а пока давайте заглянем в книжное закулисье и узнаем, как она рождалась. Об этом нам рассказывает Анна Бойцова, ответственный редактор «МИФ. Детство».


Знакомьтесь: Анна Бойцова

С чего все начинается?

Прежде чем начать работу над книгой, редактор и художник погружаются в тему, чтобы понять атмосферу, погрузиться в обстановку того времени, схватить суть, а еще найти интересные факты и детали. Мы смотрим видео, читаем книги по теме, изучаем разные материалы.

С книгами, которые требуют научной точности, всегда работает и научный редактор. В «Древней Греции» это был Павел Андреевич Евдокимов, преподаватель кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедры истории ГБОУ Школы «Интеллектуал». Он как эксперт проверяет, чтоб в тексте и на иллюстрациях не было ошибок, подсказывает, как можно описать или изобразить ту или иную вещь или персонажа.


Научный редактор книги Павел Евдокимов

Как мы работаем дальше? Получаем от автора книги крутой текст. Перед тем, как его прочесть, мы с научным редактором продумываем много вопросов. О чём мы хотим рассказать читателю? Что важно рассказать о Древней Греции? Какая информация достаточна для первого знакомства, без чего точно не обойтись, а чем можно пренебречь? И в итоге можем дополнить рукопись интересными моментами. Например, вот что появилось в «Древней Греции»:

  • история славянского и греческого алфавитов — это важно, так как от греческого происходят остальные алфавиты;
  • тема моря, потому что сложно представить греков без моря;
  • история о необычной форме амфор, которые использовались для морских перевозок;
  • история об олимпийском огне;
  • стройка в Древней Греции: многие наслышаны о стройках Древнего Египта, а как работали архитекторы и строители в Греции мало кто знает.


Древнегреческие архитекторы были настоящими знатоками своего дела

Работа над иллюстрациями

Это моя любимая часть. В исторических иллюстрациях важны детали, им мы уделяем много внимания. И следим, чтобы не было ошибок, а они часто возникают там, где не ждешь.

Например, оказалось, что очень просто перепутать портрет Архимеда. Со мной тоже это случилось. Если вбить в поиске картинок «Архимед», то получишь фото совсем другого человека. Я прислала научному редактору это самое ошибочное фото, а он говорит: «На портрете не Архимед, а спартанский царь Архидам III. Эта частая и кочующая по интернету ошибка».


Ошибки могут поджидать везде

Ванна Архимеда, возраст Сократа, как одевались боги

На самом деле мы продумываем все до мелочей. Например, что будет написано на древних рукописях или на стеле возле храма, или как должны выглядеть греки того времени, как расположить амфоры на рынке. Детали очень важны. Расскажу подробнее о нескольких моментах.

1. Какой должна быть ванна Архимеда?

Часто рисуют ванну такой формы, которая нам привычна. Например, мы хотели нарисовать некую греческую ванну, как на картинке, но оказалось, она намного более раннего периода — II тысячелетия до н. э. Настоящая античная ванна из окрестностей Сиракуз немного другая — вот в такой как раз Архимед и мог сидеть.


Знаменитая ванна Архимеда была непривычной нам формы

2. Сократ, Платон и Аристотель

Часто древнегреческих мыслителей рисуют примерно одного возраста. Хотя точно сказать возраст Сократа и Платона нельзя, но считается, что они из разных поколений. Сократ на 30-40 лет старше Платона, а Платон старше Аристотеля на 30-40 лет.


На этой иллюстрации Платону лет 60, а а Аристотель молод, ему лет 30

3. Как одевались боги

У каждого бога был свой образ. Например, Посейдон мог быть обнаженным, но мог и в хитоне (широкая нательная рубаха), и в гиматии (широкий шерстяной плащ, который надевался поверх хитона), или — чаще всего — в небрежно накинутом на одно плечо гиматии, без хитона под ним.

Отдельное внимание стоит обратить на его трезубец. На концах зубцов должны быть зазубрины, чтобы пораженная им рыба не сваливалась с зубцов, и все зубья должны быть параллельными.

А вот Афина должна быть торжественно-спокойной, взвешенно-мудрой, с лицом, полным достоинства: она в свое время отказалась играть на флейте, чтобы не надувать щеки — это существенно.

4. Олимпийский огонь

В Олимпии был огонь — он горел на вершине большого пепельного алтаря Зевса. Есть достаточно поздние и не очень проверенные указания автора ΙΙΙ в. н. э. Флавия Филострата о том, что изначально атлеты состязались в беге и вместо финиша у них был алтарь Зевса, так, что прибежавший первым брал в руки факел и зажигал огонь, принося жертву верховному богу греков, который был покровителем этого праздника и состязаний.

То есть, если верить источнику, то получается, что в Олимпии сначала было состязание, а потом уже зажигали огонь — и состязались в первую очередь в том, у кого будет право этот огонь зажечь.

Современная традиция эстафеты олимпийского огня зародилась из соревнований на бег с факелами в Афинах из рощи Академа на Акрополь.

Образ Чевостика

Когда мы создавали образ Чевостика, путешествующего по Древней Греции, то решали, во что его одеть. Одели его в хитон, но думали можно ли оставить без гиматия?

Оказалось, что для приличного взрослого человека гиматий обязателен, а мальчишка вроде Чевостика вполне может ходить так.

А вот вопросительный знак на хитоне является анахронизмом: его в пунктуации стали использовать только с XVI в. н.э., а в греческом языке используют другой знак — точку с запятой

Но мы все же оставили фирменный знак вопроса на одежде Чевостика — в конце концов, они с дядей Кузей не из прошлого. Будем считать, что во время отдыха в тени оливы Чевостик себе нашивку сделал:)

В статье использованы иллюстрации из книги «Древняя Греция».

Похожие статьи