Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Искусство учиться
Как учить с детьми стихи наизусть
16 сентября 2020 3 305 просмотров

Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук

Чтение и запоминание стихов и прозы развивает память и речь, обогащает духовно и эмоционально, создаёт культурный багаж человека. А вот как именно нужно учить наизусть? Кто-то перечитывает текст многократно или десять раз повторяет, пока не запомнится. Но такой способ — механический, а процесс запоминания сам по себе неинтересный, нудный. И полюбить стихи, тем более ребенку, при таком подходе вряд ли получится. А можно ли так учить, чтобы было и интересно, и полезно, и приятно?

Конечно, можно. Для этого стихотворение нужно правильно прочитать. Что это значит? Читая текст, нужно его эмоционально прожить (испытать собственные эмоции и почувствовать эмоции автора), включить воображение и увидеть картины, нарисованные словами; понять содержание (фактуальную и подтекстовую информацию, основные смыслы). И вот в процессе такого чтения текст уже почти запомнится, потом достаточно будет пару раз его повторить.

Покажу на примере. Нам нужно выучить наизусть стихотворение Георгия Граубина «Сон».

1. Подумаем над названием: о каком сне может идти речь? (Ребёнок предполагает: может быть, человек спит, взрослый или маленький, а может быть, щенок или кот… Или кому-то снится сон. Мы пока не знаем, надо прочитать.)

2. Читаем стихотворение по смысловым частям и по строфам. Не нужно, чтобы сначала взрослый сам читал ребенку всё стихотворение вслух, потому что тогда он уже предложит своё собственное понимание, свои интонации и логическое ударение. И у ребёнка не будет возможности самому постепенно открыть для себя текст, его смыслы, эмоционально его прожить, уже не будет загадок и сюрпризов.

Очень советую читать текст вместе, медленно, используя приёмы «комментированное чтение» и «диалог с автором», делать остановки там, где нужно что-то прокомментировать, или представить картину, или объяснить слово; несколько раз перечитывать строчки, но не механически. Вот так, например:

Между летом и зимой

Всё впадает в сон: («Впадает в сон», то есть… и ребёнок договаривает: «засыпает». А между летом и зимой — это когда? А это осенью, наверное. Осенью всё постепенно засыпает.)

Между летом и зимой

Всё впадает в сон: (Что же это — всё? Вопрос задаём, но ответа он не требует, читаем дальше.)

Засыхает зверобой (это растение с маленькими жёлтыми цветами),

Опадает клён (Мы с тобой видели опавшие кленовые листья, вспомнил? Представил? Красиво?)

Дуб морозцем опалён, (Уже первый мороз был, несильный — морозец, но, как огнём, опалил листья дуба, и они стали какие? Тёмно-коричневые, почти чёрные… Увидел?)

Спать сурки идут… (Вот и животные готовятся заснуть. И правда всё впадает в сон: и травы засыхают, и деревья сбрасывают листву. Посмотри: в конце предложения стоит многоточие: много всего ещё можно перечислять и представлять.)

Люди этот самый сон

Осенью зовут. (Значит, правильно мы догадались!)

Да,

Сентябрь,

Октябрь,

Ноябрь —

Настоящий сон: (Это какие месяцы поэт перечисляет? Сентябрь, октябрь, ноябрь… Осенние. А интересно, почему сон «настоящий»? Вопрос задаём, но не отвечаем, читаем дальше, потому что ответ и «отгадка» будет в следующих строчках.)

В первых буквах этих слов

Зашифрован он. (И правда, посмотри на первые буквы названий месяцев, прочитай сверху вниз — СОН! Вот какое открытие сделал автор! Настоящий сон ещё и потому что «в первых буквах этих слов зашифрован он».)

3. Просим ребёнка перечитать текст ещё раз про себя и решить, где нужно сделать паузы (например, после второй строчки), где нужна интонация перечисления (3 — 6 строки), где читать загадочным тоном, а где торжествующим: мы отгадали, почему сон настоящий. Вместе решаем, что читать вслух это стихотворение нужно медленно: ведь всё впадает в сон, засыпает…

4. Теперь ребёнок прочитает стихотворение вслух выразительно, покажет своё понимание текста, передаст настроение. А дальше вслух прочитает взрослый и тоже покажет, как он понял текст, что почувствовал. То есть не взрослый сразу даёт «образец чтения», а потом задаёт вопросы и т.д., а два читателя на равных вместе открывают для себя текст.

Мы прочитали текст четыре раза, каждое перечитывание было естественным, мотивированным, нескучным. А в результате ребёнок текст запомнил. Всё, выучили.

Обложка поста: unsplash.com.

Похожие статьи