Искусство учиться
Учеба в стиле онлайн. Как подружить школьника с современными технологиями?
25 августа 460 просмотров
Искусство учиться
Учеба в стиле онлайн. Как подружить школьника с современными технологиями?
25 августа 460 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Прошлый учебный год показал: без компьютера и интернета современному школьнику не обойтись. Поэтому кроме обычной подготовки к 1 сентября (сами знаете: покупка тетрадей и формы, настройка режима дня, повторение пройденного) важно убедиться, что ребенок умеет пользоваться технологиями. Выбрали несколько полезных советов из книги «Как научить ребенка учиться».

Поиск информации



Как научить ребенка учиться

Школьникам часто дают задание найти ту или иную информацию. Научите ребенка пользоваться поисковой системой. Предупредите, что не все сайты содержат достоверные сведения — на некоторых отражены предвзятые мнения или размещена скрытая реклама. А еще поделитесь следующими лайфхаками:

  • Использовать несколько ключевых слов, тем самым ограничив диапазон результатов: «планета Земля» вместо просто «Земля».
  • Применять правило трех источников. Подтверждать информацию, найденную в сети, сведениями из трех других источников — проверенных сайтов (музеев, профильных журналов, СМИ) или книг.
  • Аккуратно использовать ссылки из Википедии. Википедия может служить источником информации, но нужно уметь ею пользоваться. Например, изучать ссылки на справочную литературу внизу статьи — там указаны первоисточники.
  • Иногда стоит исключить какое-то слово из поиска — так результаты будут точнее. В некоторых поисковых системах для этого перед исключаемым словом ставится знак минус (-), по начертанию соответствующий дефису. Например, нам требуется информация о морских птицах, исключая пингвинов. Тогда в строке нужно набрать «морские птицы -пингвин».
  • Для поиска устойчивого словосочетания или цитаты заключать запрос в кавычки.

Закладки

Адреса сайтов можно сохранить на компьютере с помощью закладок. Это удобный способ оставить у себя ссылку для дальнейшего использования. Закладки можно разместить в разных папках по теме или предмету изучения.

Заглянуть на страничку акции

Большинство браузеров позволяют установить закладку на просматриваемой странице одновременным нажатием клавиш Ctrl и D. Другой вариант — выпадающее меню, где появляется вопрос, хочет ли пользователь добавить сайт в список закладок. Иногда его называют «Избранное». Если вы забыли отметить сайт, а он вам понадобился, просмотрите журнал посещений в истории браузера.


Щелкните на кнопке с изображением звездочки — и появится меню добавления или редактирования закладки

Сохранение копий

Ничто так не огорчает, как аварийный отказ компьютера (иногда это случается) или не нажатая вовремя кнопка «Сохранить». Это всё равно что забыть папку с работой в транспорте. Если быть беспечным, можно навсегда потерять сделанное. Научите ребенка делать резервные копии файлов. Можно копировать материалы на флешку или пользоваться облачным хранилищем. Флешка позволяет хранить и переносить файлы с устройства на устройство. В «облаке» они доступны с любого устройства, так как находятся в сети.

Дополнительные занятия

В интернете появляется все больше образовательных ресурсов. Большинство из них призваны пробудить интерес к наукам, развить творческий потенциал, помочь разобраться в той или иной теме.

  • Библиотека — полезный ресурс, но ученики его часто недооценивают. Сейчас многие библиотеки дают онлайн-доступ к электронным книгам и журналам. Книги можно скачать на короткое время (обычно на неделю), а статьи, как правило, можно сохранить или распечатать. Библиотеки должны служить основным источником информации для исследовательской работы ученика. Например: http://arch.rgdb.ru/xmlui/ — Национальная электронная детская библиотека, она включает книги, диафильмы, журналы и газеты для детей
  • В интернете можно найти статьи из научных журналов. Некоторые из них доступны только для просмотра за небольшую плату. Много статей есть и в открытом доступе: их может бесплатно прочитать любой. Если профиль журнала соответствует изучаемому предмету, то это отличный источник актуальной и достоверной информации. Например: https://scholar.google.ru — система для поиска научных публикаций — статей, докладов, диссертаций, презентаций.
  • Подкаст — аудио- или видеозапись, доступная в интернете для бесплатного просмотра и прослушивания. Это может быть лекция или радиопередача. Первой такую услугу предложила iTunes. А сейчас подкасты можно найти на многих полезных сайтах.
  • Блоги вошли в нашу жизнь относительно недавно. Блог (сокр. от «web logs», в переводе с английского — «веб-дневник») возник как личный онлайн-дневник, доступный для всех или только для друзей автора. Свои блоги начали вести известные люди: ученые, писатели, журналисты. Позже блоги появились у крупных компаний, научных центров и образовательных учреждений, включая школы и даже отдельные классы. Сейчас блоги охватывают все сферы интересов.

В этой статье собрали 50 сайтов, с которыми школьная программа станет проще.

Конспектирование онлайн-источников

При растущей популярности электронных книг, научных журналов и тематических сайтов все чаще приходится конспектировать материалы из интернета. Вот что важно помнить ребенку:

  • Сохранять ссылку на ресурс. Возможно, необходимо будет сослаться на него в письменной работе. Например, если школьник приводит цитату из речи Стива Джобса или поднимает темы этого выступления в своей работе, то ему может понадобиться ссылка на веб-страницу с текстом этой речи.
  • Копирование плодов чужого труда считается серьезным проступком, особенно в школах и вузах. Нужно стараться минимизировать риск плагиата, даже случайного. Лучше конспектировать материал своими словами и давать ссылки на источник информации. Если хочется включить какой-то фрагмент без изменений, то его необходимо взять в кавычки и дать ссылку на автора этих слов и на источник, из которого была взята данная цитата.

Безопасность в интернете

Использование интернета связано с рисками для безопасности и конфиденциальности.

  • Электронная почта — удобный, но ненадежный в плане защиты инструмент обмена информацией. Пусть ребенок возьмет за правило спрашивать себя: «Хотел бы я, чтобы это прочел наш почтальон/мой одноклассник/незнакомец)?».
  • Ни в коем случае нельзя отвечать на письма, открывать приложения и ссылки, если не знаешь отправителя.
  • Надежный пароль защитит устройство или аккаунт от неправильного обращения. Выберите пароль из букв и цифр и регулярно изменяйте его. Чем сложнее пароль, тем труднее его взломать.
  • Нельзя переходить по ссылкам, присланным неизвестным пользователем. Если сайт заинтересовал, найдите его через поисковик и изучите. Тогда вы будете уверены, что зашли на официальный сайт.
  • Научите ребенка сохранять (или удалять) свои файлы и выходить из аккаунтов по окончании работы, если она выполнялась на общем компьютере. Тогда посторонние не смогут получить к ним доступ.

По материалам книги «Как научить ребенка учиться»

Обложка поста — pexels.com

Похожие статьи