Вряд ли кто-то из нас сомневается в том, что знать иностранный язык — хорошо и полезно. Однако мало кто спешит сделать его частью жизни своих детей с самого рождения. Одна из причин этого — устоявшиеся стереотипы о том, что вырастить билингву сложно, дорого и просто не имеет смысла.
В книге «Язык как игра» Анастасия Иванова — преподаватель английского языка, писатель и мама дочки-билингва — развеивает самые популярные мифы о раннем изучении иностранных языков. Рассмотрим некоторые из них.
Язык как игра
1. Чтобы говорить с ребенком на иностранном языке, нужно знать его в совершенстве
На самом деле ни один язык нельзя выучить в совершенстве — вам всегда будет казаться, что есть куда стремиться. Даже говоря на родном языке мы часто коверкаем слова, неправильно ставим ударения и путаемся в склонениях.
Да, чем больше ваш словарный запас, тем проще вам будет разговаривать с ребенком на иностранном языке и тем меньше времени вы будете тратить на построение фраз. Однако незнание — не повод откладывать обучение, скорее это шанс заодно подтянуть и собственный уровень.
2. Для обучения лучше найти опытного преподавателя
Конечно, опытный преподаватель знает язык и методику лучше, чем вы. Но этого недостаточно для эффективного обучения малыша. Очень важно знать подход к ребенку, понимать его интересы и желания, преподносить знания через игру.
К тому же занятия с преподавателем — это именно обучение языку, с зубрежкой и заучиванием, тогда как мама простым общением может обеспечить полное погружение в языковую среду.
3. Чтобы вырастить билингву, нужно жить в стране изучаемого языка
Важно различать естественный и искусственный билингвизм. Первый возникает, когда ребенок с рождения погружен в другую языковую среду, а дома родители продолжают общаться с ним на русском.
Для искусственного билингвизма не обязательно наличие разноязычной среды. Ее можно создать дома, просто разговаривая или играя с ребенком на иностранном.
4. Если живешь в русскоговорящей стране, билингвизм не нужен
В век глобализации и развития технологий иностранный язык нужен повсеместно: для работы, учебы, путешествий, общения с друзьями из других стран.
Многие родители боятся, что детям-билингвам будет скучно в школе. Однако это не так: всегда можно составить индивидуальную программу обучения, чтобы учитель давал ребенку задания, соответствующие его возрасту, а на занятиях он мог бы, к примеру, читать книги в оригинале.
5. Билингвизм приводит к задержкам речи и ошибкам в родном языке
Мнение о том, что двуязычные дети могут справиться с речевым отставанием, отказавшись от изучения второго языка, не подтверждается исследованиями. Да, первое время малыши могут смешивать и путать языки, однако затем все встает на свои места.
Кроме того, не следует забывать, что даже в России есть республики, где говорят, пишут и читают на двух и более языках, и это не мешает их жителям прекрасно владеть русским.
6. После трех уже поздно
Каждый родитель сам решает, в каком возрасте начинать обучение ребенка. Доказано, что иностранный язык в зрелом возрасте дается труднее, чем в детстве. Однако продолжительность того самого благоприятного периода не определена.
Конечно, в три года окно развития не закрывается, и нет необходимости впихивать в ребенка максимум информации до этого возраста. Как и во всем, важно сохранять баланс.
7. «В школу пойдет, там и выучит»
Надеяться на школу можно, однако и тут есть свои «но». Во-первых, повышенная нагрузка. Современные школьники уже с первого класса перегружены уроками, секциями и кружками. Если у них уже будет языковой бэкграунд, то как минимум в вопросе изучения иностранного им будет легче.
Во-вторых, в школе может просто не повезти с учителем, и потребуется вдвое больше усилий и времени, чтобы освоить другой язык.
8. Дети-билингвы обладают уникальными способностями
Исследования не подтвердили, что уровень IQ человека зависит от билингвизма. Однако ученые доказали разницу в мышлении у билингвов и монолингвов.
К примеру, билингвы проще переключаются между задачами, легче ориентируются в меняющихся обстоятельствах, лучше удерживают в голове информацию. Это объясняется постоянным переключением между разными языками.
9. Если изучать иностранный язык с рождения, у ребенка не будет детства
Обучение всегда ассоциируется у нас с неким бременем, которое нужно нести на протяжении многих лет. Однако в первые годы жизни сложно заниматься «изучением языка» — это скорее «жизнь на языке».
10. Это только для богатых
Чтобы развеять этот миф, достаточно посмотреть на статистику. Большая часть билингвов — это дети из не самых богатых семей. Часто — из семей иммигрантов, которым ничего не остается, как учить язык той местности, куда они переехали.
Чтобы ребенок говорил на иностранном, не обязательно приглашать гувернантку с британским паспортом или оплачивать частную языковую школу. Достаточно просто заинтересованных родителей.
По материалам книги «Язык как игра. Как помочь ребенку заговорить на иностранном языке и никогда не останавливаться»
Фото на обложке отсюда