Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология
Чего боятся дети: разбираемся с детскими страхами
16 июля 2020 3 510 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Исследования показали, что около 6,5 % детей во всем мире имеют симптомы, характерные для диагноза «тревожное расстройство». Другими словами, более одного из двадцати детей страдают от повышенной тревожности, мешающей им в повседневной жизни.

Фобиями страдает почти четверть детей, а другие тревожные расстройства, вроде сепарационной тревоги, встречаются почти у каждого пятого. Боязнь разлуки более распространена у младших детей, чем у подростков; а боязнь социума более характерна для подростков, чем для детей помладше.

Спокойные

В этой статье мы расскажем об основных типах детских страхов.

 

Фобии

Непроходящий страх перед конкретным местом, объектом или ситуацией называется фобией.

Речь идет о чрезмерной боязни чего-либо: ребенок этого избегает или испытывает крайний дискомфорт, сталкиваясь с предметом страха, местом или ситуацией. Многие люди, например, опасаются змей или пчел, и это вполне здоровая реакция.

Однако если страх вызывает у ребенка проблемы в школе, в семье или при общении с друзьями, мешает ему делать то, что хочется, то такой страх, несомненно, нужно проработать. Типичные страхи детей ― боязнь собак, высоты, уколов, рвоты и тому подобное.


Дети, как и взрослые, имеют право бояться. Источник

История 10-ти летней Сары. Сара никогда не любила пауков. Когда она была маленькой, однажды впала в истерику, увидев комочек пуха на ковре, слегка напоминавший паука. С тех пор она всегда держалась подальше, если мы обнаруживали паука в комнате, но это не вызывало особых проблем. Со временем ситуация ухудшилась. Теперь Сара не хочет идти в те места, где можно увидеть паука.

Социальная тревожность

Когда ребенок испытывает социальную тревожность, это, как правило, означает, что он беспокоится из-за множества причин. Боится сделать что-то постыдное или что окружающие сочтут его глупым, будут думать о нем плохо или реагировать как-то не так.

Из-за этого ему трудно находиться среди других людей — например, ходить в школу, общаться со сверстниками. Кроме того, ребенку страшно поднять руку на уроке или высказаться прилюдно.

Дети, испытывающие социальную тревожность, чувствуют себя совершенно свободно среди тех, кого хорошо знают, но стараются избегать малознакомых людей и испытывают страх в непривычных ситуациях. При тяжелых случаях социальной тревожности дети могут вовсе не разговаривать в определенных ситуациях, например в школе или с посторонними людьми вне дома. Это расстройство называется «избирательным мутизмом».


Если ваш ребенок панически боится новых контактов с незнакомыми людьми, возможно, у него социальная тревожность. Источник

История Лейлы (11 лет). Самая большая проблема Лейлы — школа. На летних каникулах она будто становится другим человеком. Потом, примерно за неделю до начала занятий, у нее начинаются боли в животе. То же самое происходит вечерами по воскресеньям в период учебы. Очень трудно понять, действительно ли она больна физически или нет. Часто она бледнеет как полотно при одном упоминании о школе. Похоже, ей кажется, что все плохо о ней думают. Поэтому ее расстраивает любая мелочь.

Например, если другой ребенок просто смотрит на нее, она считает, это потому, что с ее прической или одеждой что-то не в порядке. Учителя говорят мне, что она очень тихая на уроках, никогда не поднимает руку и не пытается активно участвовать в занятии.

Генерализованное тревожное расстройство

Это стойкое состояние, при котором ребенок чрезмерно беспокоится без причины. Беспокойство связано с целым рядом проблем, а не с какой-то одной.

В числе типичных — события, происходящие в мире (например, теракты), успеваемость, отношения с друзьями, недопонимание, здоровье — как собственное, так и окружающих.

У некоторых детей предметы боязни со временем меняются: ребенок может перестать тревожиться из-за одного и переключиться на другое. Тревога часто сопровождается недостаточной концентрацией внимания, мышечными болями, проблемами со сном (когда ребенку трудно найти удобную позу или он часто просыпается), раздражительностью и усталостью.


Некоторые дети очень остро реагируют на истории из новостей. Источник

Они могут помешать ребенку получать удовольствие от занятий дома, в школе, в семье или с друзьями. Генерализованное расстройство часто проявляется несколько иначе, чем другие проблемы, связанные с тревожностью: больше заметна тревога и меньше — стремление избегать общества.

История Бена (9 лет). Бен очень беспокойный. Такое ощущение, что он тревожится из-за всего на свете. Я перестала включать новости, когда он рядом, потому что он будто бы выискивает самые плохие. Например, он боится, что мы все заразимся болезнью, о которой говорили в новостях, с другого континента. Он начинает волноваться, когда его отец едет в город на работу, потому что видел сюжеты о бомбах и террористах.

Сепарационная тревога

Некоторым детям крайне сложно расставаться с родителями или другими близкими. Часто это связано со страхом больше никогда не увидеться. Возможны также опасения, что если родителей не будет поблизости, то ребенку причинят вред, например его украдут или травмируют. Распространено и беспокойство, что с самими родителями что-то случится.

Эти страхи мешают ребенку заниматься тем же, чем и сверстники: ходить в школу, к друзьям, на кружки и секции или вечеринки с ночевкой.


Некоторым детям очень сложно расставаться с близкими: вдали от мамы и папы дети чувствуют себя незащищенными. Источник

Школьные страхи

Дети с тревожными расстройствами беспокоятся по поводу разных аспектов школьной жизни. Тому есть много причин. Одни находят пугающими социальные ситуации — например, общение со сверстниками, с учителями, работу на уроке.

Другие беспокоятся из-за разлуки с родителем. Что касается третьих, их тревожные ожидания носят более общий характер и могут включать целый ряд различных вещей, в том числе: что их отругают за то, что они недостаточно хорошо выполнят задание.


Некоторых детей пугают разные вещи, связанные со школьной жизнью. Источник

Достаточно сказать, что школа для многих детей ― страшное место. Дети могут вести себя отстраненно, часто плакать или демонстрировать эмоциональные всплески.

Когда тревожность заставляет ребенка отказываться от дружбы в школе или от других социальных возможностей, он попадает в замкнутый круг. Потому что в его среде постепенно происходят изменения, а он не может к ним приспособиться из-за своих страхов.

 

По материалам книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой».

Обложка статьи: pexels.com

 

Рубрика
Психология
Похожие статьи