Психология
Как помочь ребенку преодолеть страхи и тревогу
23 июня 1 302 просмотра
Психология
Как помочь ребенку преодолеть страхи и тревогу
23 июня 1 302 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Представление о мире дети получают от окружающих людей. Если родители думают о мире с тревогой и многого боятся, то и ребенок может начать воспринимать мир так же, особенно если это чувствительный, осторожный или беспокойный ребенок.

С другой стороны, если родитель подходит к тревожным ожиданиям разумно, это поможет ребенку сформировать новое мировосприятие. Поэтому, вместо того чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример.

Авторы книги «Спокойные» рассказывают, как помочь детям преодолеть тревоги и страхи. Прочитайте несколько полезных советов прямо сейчас.

Спокойные

 

Делай, как я

Ваш ребенок может не замечать, как вы реагируете, когда он противостоит своему страху. Зато он четко улавливает то, как вы реагируете на вещи, вызывающие тревогу у вас .

Если родители пытаются избежать предмета своих страхов, а не противостоят им, то вполне вероятно, что ребенок научится делать то же самое. С другой стороны, если родитель покажет, что способен противостоять страхам, это послужит стимулом для ребенка.

Конечно, это не всегда легко; но детям полезно видеть, что и вы испытываете трудности, поскольку им тоже предстоит время от времени с трудом преодолевать страхи.

Подумайте, каким из ваших страхов уместно поделиться с ребенком (например, боязнью собак, а не чего-то «взрослого», вроде денежных проблем или проблем в отношениях), и покажите ему, как можно справляться с этим страхом.


Расскажите ребенку о своих страхах и о том, как вы с ними справляетесь. Источник

Если малыш боится всего нового

Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Например, мы уже знаем, что дети, которые боятся говорить вслух в присутствии незнакомых людей, отлично справляются со страхом, постепенно произнося перед другими всё больше звуков при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

Веселые игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают им возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.

Можно превратить борьбу со страхами в игру вроде «фантов», где вы по очереди будете выполнять задания.


Объясните малышу, что узнавать новое интересно, несмотря на тревогу. Источник

Почтовый ящик для страхов

Ведите записи о тревогах: так вы или ребенок сможете фиксировать все страхи, возникающие в промежутки между «временем для беспокойства». Если в течение дня возникает какой-то страх, запишите его и продолжайте заниматься тем, что делали. Это может быть неприятно для ребенка, но если он увидит, что «время для беспокойства» не отменяется, то убедится, что никакие страхи не будут упущены или забыты.

Он, вероятно, легче отнесется к этому, если сделать запись страхов интереснее. Например, используйте «особенную тетрадь». Вы вместе могли бы украсить ее, наклеив фотографии его любимых персонажей или знаменитостей. Можно даже сделать почтовый ящик, куда ребенок будет «отправлять» сообщения о страхах в течение дня.


Вы можете сделать специальный почтовый ящик, в который ребенок будет складывать свои страхи. Источник

Для многих детей этот процесс откладывания страхов на потом может оказаться очень полезным. Детям (и взрослым) иногда кажется, что, переживая, они как бы что-то делают, а если не поволноваться, ситуация ухудшится. Откладывание тревог на потом покажет ребенку, что ничего страшного не произойдет, если он не будет волноваться.

Если держать страх в уме (и в записях) постоянно, он может начать надоедать («ну вот, опять!») — и в результате его будет гораздо легче игнорировать.

Переключите внимание

Переключать внимание ребенка можно по-разному. Попробуйте, к примеру, вовлечь его в игру, требующую полной концентрации. Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин увидите, прежде чем доехать до места назначения, и заставьте его считать. Или посмотрите на транспорт вокруг вас и начните составлять слова, используя буквы с номерных знаков. Если вы дома, найдите для ребенка работу, которая ему понравится и увлечет его.

Дети часто тяготеют к активному отдыху и спортивным играм, которые позволяют сосредоточиться на том, что они делают прямо сейчас, и отключиться от страхов.

Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство.

Не успокаивайте зря!

Между «временами для беспокойства» может возникнуть соблазн как-то ободрить ребенка, заверить его, что нет нужды беспокоиться. Конечно, это естественная реакция, но постарайтесь не поддаваться.

Вспомните все случаи, когда вы успокаивали ребенка и говорили: «Не переживай». Разве тревоги кончились? Вряд ли. На самом деле, когда нам говорят о чем-то не думать, мы в итоге начинаем думать об этом еще больше!

Попробуйте сами. Представьте себе большого бурого медведя, который сидит на полу в гостиной и ест из банки мед. А теперь не думайте об этом! Когда вам велели не думать, образ медведя тут же вернулся к вам? Для многих людей ответ ― да.


Иногда бесполезно пытаться не думать о чем-то. Источник

Ваша задача — не утешить ребенка, а сделать так, чтобы он мог лучше контролировать свои переживания, даже если вас нет рядом.

Отношение к неопределенности

Тревожным детям часто трудно вынести неизвестность. У них возникает множество вопросов типа «что, если?..», например: «Что, если я забуду слова во время выступления?», «Что, если самолет упадет?», «Что, если заболею я или мама?» Существуют методы, помогающие чувствовать себя спокойнее, даже не всегда точно зная, что произойдет.

Ключ к принятию неопределенности в том, чтобы принять ее и справиться, а не пытаться избежать. Поэтому вместо того, чтобы всегда сообщать ребенку, что происходит (например, всегда иметь четкий распорядок и сообщать ему, что планируется дальше), полезно начать вносить некоторую спонтанность в его жизнь.


Дети боятся неопределенности, как и взрослые. Источник

Тут могут помочь эксперименты, помогающие испытать неопределенность. Вот несколько примеров:

— Договориться, чтобы кто-то другой забрал ребенка из школы.
— Запланировать спонтанную встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
— Изменить планы на выходные.

Переключение фокуса с физических ощущений

Некоторые дети уже слишком привыкли сосредотачиваться на своих неприятных ощущениях и беспокоиться из-за них. В этом случае полезно научить их переключать внимание с физиологических ощущений и выяснить, как это повлияет на степень их тревожности.

Сядьте вместе с ребенком и заставьте его для начала сосредоточиться на чем-то примерно на 30 секунд. Например, попросите его найти все цвета вокруг себя, все звуки или даже текстуры.

Участвуйте сами, чтобы знать, что ребенок видит и слышит, и потом сравнить, что нашел каждый из вас! Попросите ребенка, что ему нужно полностью сосредоточиться на цветах, например.

Это может показаться непростым, но надо потренироваться, и у него (и у вас) все получится. Такого упражнения может быть достаточно, чтобы помочь успокоиться.


Чтобы снизить тревожность, нужно научиться переключаться с физических ощущений. Источник

Если ваш ребенок постарше, пусть он сначала сосредоточится на окружающем мире (не забывайте ставить конкретные задачи: звуки, цвета, запахи), скажем, на 30 секунд, а затем полностью переведет внимание на свой организм и происходящее в нем еще на 30 секунд. Потом попросите снова переключиться на внешний мир на 30 секунд.

Если ребенок научится как следует сосредотачиваться на чем-то внешнем в спокойном состоянии, то сможет применять этот метод и во время приступов тревоги.

Чтобы жизнь детей складывалась удачно, недостаточно хорошо учиться и уметь общаться с людьми. Они должны иметь в запасе полезные и эффективные способы «отключения и подзарядки». Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело!

 

По материалам книги «Спокойные. Как помочь детям справиться со страхами и тревогой».

Обложка статьи: pexels.com

 

Рубрика
Психология

Похожие статьи