Искусство учиться
Школа дома. Часть 2: как мотивировать ребенка учиться
6 мая 943 просмотра
Искусство учиться
Школа дома. Часть 2: как мотивировать ребенка учиться
6 мая 943 просмотра

Елена Исупова
Елена Исупова

Когда школа «переезжает» домой, и детям, и взрослым приходится молниеносно перестраиваться. Чтобы поддержать родителей в непростой период, мы запустили бесплатный цикл лекций о том, как учиться онлайн. Выдержки из них публикуем в блоге. Недавно обсуждали организацию учебы онлайн. А сегодня узнаем, как мотивировать ребенка учиться. Нам поможет Ольга Зуева, руководитель направления непрерывного повышения педагогического мастерства онлайн-школы «Фоксфорд».

 

Оценки и мотивация

Мотивация — это желание сделать что-то для того, чтобы получить приятный или нужный результат. Она бывает внешней и внутренней. Но если первая может заставить нас, например, ходить на работу (иначе будет негде жить и нечего есть), то на ребенка она влияет не всегда. У него еще нет долговременного прогнозирования и ответственности за других.

По этой причине школьника мало мотивируют оценки. Дело в том, что за ними практически ничего не стоит. Ребенок, получивший пятерку, далеко не всегда понимает, какой из его шагов был успешным и как его повторить. А низкая оценка убивает мотивацию: это всегда сравнение («Кому-то поставили 5, а мне 3, я хуже»).

Что делать? Когда речь идет о школьных оценках, важно говорить с ребенком. Спрашивать: «Как думаешь, что ты сделал настолько здорово, что это позволило получить пятерку?», «А что, по твоему мнению, можно улучшить в ответе, чтобы оценка в следующий раз была выше?». Научите ребенка смотреть на свою оценку, как на ступеньку роста, на то, что он может использовать и на что может влиять.

Когда мы даем ребенку право на самостоятельность, он ощущает собственную значимость и право менять что-то в жизни. Так рождается внутренняя мотивация.

Вспомните свои ощущения, когда вынуждены выполнять работу, на результат которой не можете повлиять. Мало приятного, правда?

 

Модель SCARF

Понять, что может снизить или усилить мотивацию, поможет модель социального поведения SCARF. Ее разработал ученый-нейропсихолог и нейрофизиолог Дэвид Рок.

Он считает, что у каждого человека есть пять основных желаний или потребностей. Это статус, определенность, автономия, взаимосвязь и справедливость. Если мы поддерживаем их, то усиливаем свои внутренние ресурсы. А если активируем угрозу каждому из этих желаний, то снижаем мотивацию.


Скриншот презентации Ольги Зуевой

Давайте разберем каждую составляющую модели (чаще всего у человека проявлены две из них).

1. Статус

Многим детям (особенно мальчишкам) знакомо желание быть лучшим. Ребята, которые стремятся к статусу, склонны к соревновательности, для них важно внешнее признание. Что перечеркивает эту историю? Ребенок допустил ошибку и его публично поругали, создали ситуацию, в которой он находится в проигрышном положении. Когда он понимает, что ему не удастся что-то сделать, он отходит в сторону.

Что могут сделать родители таких детей? Искать за что похвалить. Признать, что ребенок уже сделал классную вещь: «Ты лучше всех решаешь логические задачи», «Ты просто великолепно добиваешься результата в команде», «Я никогда не видел человека, который так гениально гуляет с собакой». После того, как мы признаем статус, нужно проверить, действительно ли человек может справиться с задачей. Спросите, достаточно ли у ребенка информации, чтобы решить задачу, что ему нужно, чтобы ее выполнить. А когда дело будет сделано, снова похвалите.


Можете рассказать о результатах бабушке или друзьям. Вашему супергерою будет приятно. — Источник

Важно научить ребенка соревноваться с самим собой, ведь мы не можем всегда быть лучше всех.

Для этого визуализируйте процесс: заведите информационную доску дома и записывайте результаты. Например, сейчас школьник делает такое-то количество задач безошибочно за такое-то количество минут, а в сочинении допускает максимум пять ошибок. Цель на будущее — больше задач за то же время и не больше четырех ошибок в тексте.

2. Определенность

Мотивация других ребят — четкость, точность и определенность. Они боятся неизвестности. Им нужен четкий план: на неделю, день, любое дело. Составляйте его вместе или доверьте составить ребенку. Уточните, все ли понятно и нужно ли в чем-то помочь.

Даже если вы просите ребенка помыть посуду, надо четко сформулировать ожидания: помыть все, что лежит в раковине (то, что стоит рядом, вымыто не будет), вытереть полотенцем и поставить на место. Если вы не можете дать ориентиры прямо сейчас, скажите об этом открыто и предложите разобраться вместе.

3. Автономия

Кого-то мотивирует определенность, а кого-то — автономия. Пример — подростки. Их желание заключается в том, чтобы самостоятельно строить планы, распоряжаться своим временем, принимать решения.

Единственный способ поддержать мотивацию таких ребят — предоставить им возможность выбора. Например, спрашивать: «Ты сейчас предпочтешь сделать домашнее задание по русскому или по математике?», «Тебе удобнее будет работать за столом или на полу?», «Ты хотел бы воспользоваться словарем или найти информацию в интернете?», «Ты хочешь написать о задачах, которые тебе важно закончить именно сегодня или рассказать о них?».


Разговаривайте с таким ребенком, как со взрослым, и он начнет использовать свои внутренние ресурсы. — Источник

4. Взаимосвязь

Для некоторых ребят крайне важно общение. Они боятся быть отвергнутыми или непохожими на других. Самое страшное, что можно сказать человеку с таким типом мотивации — «Ты не мой сын/дочь» или «Откуда у таких умных родителей такой ребенок?».

Лучше всего их поддержит любовь и принятие. Если у школьника возникли трудности, покажите, что вы готовы быть рядом (не делать работу за него, а поддержать эмоционально). Можно сказать: «У тебя обязательно получится, ты мой любимый сын (любимая дочь)», «Я тобой горжусь, потому что ты умеешь делать то-то то-то». У таких ребят бывает много сомнений и вопросов относительно своих ресурсов, им важно быть услышанными.

5. Справедливость

Еще одна интересная мотивация — справедливость. Детям, стремящимся к ней, важно, чтобы задачи были распределены справедливо, а ожидания были абсолютно прозрачными. Им нужно визуализировать схемы зон ответственности: «Эта конкретная работа — моя зона ответственности, эта — младшего брата, а вот твои задачи». Объясните ребенку ситуацию, расскажите, в каком положении остальные участники, предложите вместе подумать, как из нее выйти.

 

Если нужно больше советов

Эта статья — выжимка некоторых моментов из почти двухчасовой лекции. Посмотрите — там действительно много полезных штук и лайфхаков. Оставляйте свою почту, и мы пришлем на нее ссылку. Вы узнаете:

  • что такое теория множественного интеллекта и как ее применить
  • как работает мозг
  • почему ошибки и неудачи — самый бесценный опыт
  • почему правильный вопрос — это половина ответа
  • полезные вопросы самостоятельности
  • как ограничить круг интересов, если ребенок увлекается всем
  • что делать, если первоклашке не интересно в школе

Скоро опубликуем статью с советами из третьей лекции. Следите за новостями блога!

 

Обложка поста — pexels.com

Похожие статьи