365 дней вместе
Как сформировать здоровые пищевые привычки у ребенка: советы нутрициолога и мамы
24 апреля 1 895 просмотров
365 дней вместе
Как сформировать здоровые пищевые привычки у ребенка: советы нутрициолога и мамы
24 апреля 1 895 просмотров

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Питание детей — одна из самых волнительных для родителей тем. Возможно, вам кажется, что у вашего ребенка есть проблемы с питанием. Например, вы считаете, что он почти ничего не ест, или ест, но совсем не то, что нужно, или ест слишком много (быстро, медленно), или абсолютно не умеет вести себя за столом. А может, вы потерялись в море противоречивой информации и боитесь ошибиться и накормить ребенка чем-то «не тем»?

По мнению Марии Кардаковой, дипломированного нутрициолога и мамы двух детей, важно, скорее, не то, что ребенок съест «здесь и сейчас», а то, что он будет есть, когда вырастет. Гораздо важнее сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, чем стремиться кормить его только полезным через силу и сопротивление.

Сначала суп, потом десерт

Нездоровое питание — это не только переедание, любовь к фастфуду, сладкому и мучному, ночные набеги на холодильник или отсутствие в рационе овощей и фруктов. Постоянные диеты и необоснованные ограничения, зацикленность на собственной фигуре, ежедневное взвешивание, страх перед коробкой конфет и осуждение рациона других взрослых и детей — все это тоже тревожные звоночки.

Чтобы избежать проблем с питанием у ваших детей в будущем, Мария в своей книге «Сначала суп, потом десерт» советует придерживаться простых правил, которые стоит применять уже сегодня.

 

1. Пересмотрите известное выражение: «Когда я ем, я глух и нем»

Собраться за обеденным столом — прекрасный повод побыть вместе. Это также возможность показать, что можно есть и как получить удовольствие от общения друг с другом. Даже если с ребенком обедает, например, только мама, она может обсудить с ним и блюдо, и события, произошедшие за день. Но если вы знаете, что ребенок может поперхнуться или ест неаккуратно, позвольте ему сосредоточиться на процессе еды, а разговор отложите. Помните: сейчас каждая минута общения с ребенком бесценна!

Готовить вместе с ребенком, вести душевные разговоры за обедом — очень важно и для ребенка, и для родителей. Источник

 

2. Не ругайтесь за столом

Старайтесь обходить темы, которые вызывают у членов семьи волнение, раздражение (например, невыполненное домашнее задание). Ведь именно излишне эмоциональные обсуждения могут привести к тому, что ребенок захочет есть в одиночестве, когда никто не видит, и преимущественно сладкие и другие неполезные продукты, дарящие ощущение комфорта.

 

3. Не заставляйте доедать

Мы разучились уважать чувство насыщения. Если вам кажется, что ребенок голоден, но при этом отвлекается от еды и хочет переключиться на игры, попросите его отнести тарелку с едой к раковине: «Если ты закончил кушать, можешь убрать свою тарелку». Обычно это предложение заставляет ребенка задуматься о собственных ощущениях, и, если он все-таки не наелся, он предпочтет остаться за столом.

 

4. «Плачет, значит, голодный»

Следование этому принципу может стать первопричиной потребности «заесть» стресс во взрослой жизни. Так что подумайте дважды, прежде чем предлагать плачущему/грустному ребенку конфетку или даже тарелку супа.

Не используйте еду как поощрение или в попытках успокоить плачущего малыша. Источник

 

5. Не осуждайте внешность

Нельзя осуждать ребенка и смеяться над его внешностью, произнося фразы типа «Смотри, какой худой, одни кости. Ешь давай!». Это тот самый случай, когда незначительные, по мнению родителя, слова могут по-настоящему ранить. Подобные брошенные вскользь фразы способны повлечь за собой очень серьезные последствия, о чем родитель вряд ли задумывается в тот момент, когда их произносит.

 

6. Не используйте еду как средство манипуляции

Не нужно наказывать отсутствием еды или десерта за невыполненное задание или, наоборот, поощрять едой. Еда — это не инструмент для контроля, еда — это то, что дает нам возможность жить и функционировать.

Хорошая идея — не запретить вкусняшки «раз и навсегда», а перестать покупать сладкое впрок мешками, хранить «в секрете» от детей на верхних полках. Сладости можно и нужно готовить самостоятельно, желательно вместе с детьми. Можно частично использовать цельнозерновую муку, включать в качестве подсластителей финики и фрукты. Полезная домашняя выпечка всегда к месту.

Чтобы отношение ребенка к сладкому стало спокойнее, готовьте сладости сами и вовлекайте в процесс малыша. Источник

 

7. Не стоит также негативно отзываться о продуктах

Такие фразы как «Печенье — это гадость» могут вызывать у ребенка чувство вины. Всегда можно найти способ по-другому рассказать о достоинствах одних продуктов и недостатках других. Для этого можно использовать игры, раскраски и книжки с изображениями еды.

Если вы начнете сдабривать еду, добавляя в нее все больше сахара или усилителей вкуса, потакая своему желанию скормить ребенку порцию побольше; покупать аналог «повкуснее» каждый раз, когда ребенок отказывается есть более простой и натуральный вариант (например, сладкий йогурт вместо обычного), давать фастфуд («лишь бы он хоть что-то поел»), ребенок быстро превратится в малоежку и станет отвергать любые попытки привести его рацион в норму.

Вот так должен выглядеть здоровый рацион. Иллюстрация из книги

 

8. Телефоны (и другие гаджеты) за столом — не лучшая идея

Но это ваш выбор, и вы транслируете его в семью. Совет: если что-то срочное, выйдите из-за стола, проверьте новости в телефоне и вернитесь. Хотя бы пока едите в присутствии детей.

Помните: если вы будете отвлекать малыша яркой игрушкой или песенками, включать мультики или давать ребенку постарше планшет во время еды, то он, скорее всего, привыкнет к бездумному поглощению пищи — не научится ощущать ее вкус и уважать собственные чувства голода и сытости.

Дети — интуитивные едоки, но, если их питание не было гармоничным и полноценным, им будет сложно самим сориентироваться во всем пищевом разнообразии. Всё же вы их направляете и задаете основной тон их рациону. Здесь проходят границы ответственности: родитель предоставляет ребенку «ассортимент» продуктов на выбор, а ребенок решает, что конкретно он будет есть.

 

По материалам книги «Сначала суп, потом десерт».

Обложка статьи: pexels.com

 

Похожие статьи