Психология
Как помочь ребенку не бояться трудностей
27 января 7 730 просмотров
Психология
Как помочь ребенку не бояться трудностей
27 января 7 730 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Родители все чаще стараются уберечь детей от трудностей: помогают им делать домашние задания, вмешиваются в отношения с друзьями и учителями, не ставят сложных задач и так далее. Такой подход чреват тем, что ребенок так и не научится самостоятельно преодолевать трудности. В каких-то моментах без вмешательства со стороны родителей, действительно, не обойтись, но это не значит, что нужно оберегать детей от всех сложностей.

В книге «Безграничный разум» говорится о создании подходящей для развития детей среды — такой, где не боятся ошибаться и знают о пользе преодоления затруднений. Поэтому для начала расскажем, как ошибки способствуют развитию мозга.

Как преодоление трудностей развивает мозг

Журналист Дэниел Койл изучал «кузницы талантов» — места, где формируется более высокий, чем обычно, процент чрезвычайно успешных людей. Он пришел к выводу, что достижения зависят не столько от врожденных способностей, сколько от особого характера подготовки. Дэниел изучал людей, преуспевших в музыке, спорте и науке. Исследование показало, что все, кто добился выдающихся результатов, выполняли упражнения, благодаря которым нервные волокна покрывались миелиновой оболочкой в несколько слоев.

Наш мозг функционирует благодаря сети нервных волокон (включая нейроны), а миелин — своего рода изоляция, покрывающая их и увеличивающая силу, скорость и точность передаваемых сигналов. Когда мы возвращаемся к какой-то мысли или наносим удар по мячу, миелиновая оболочка участвующих в этом процессе нейронов становится прочнее, оптимизирует соответствующие нейронные цепочки, в результате чего наши движения или ход мыслей становятся более отлаженными и эффективными.

Миелин играет важнейшую роль в процессе обучения: освоение нового требует времени, а миелиновая оболочка помогает этому процессу, усиливая сигналы постепенно укрепляя недавно сформированные нейронные пути. Койл приводит много примеров успешных математиков, гольфистов, футболистов и пианистов, совершенствующих свое мастерство, и описывает роль миелина как изоляционного материала для нейронных волокон. Он пишет, что у мастеров мирового уровня присутствуют «супер-пупер-связи», покрытые несколькими слоями миелина, благодаря чему эти люди достигают поразительных успехов.


Ошибки развивают мозг. Источник

Каким образом создаются подобные «супер-пупер-связи»? Это происходит, когда человек действует на грани своих умственных или физических возможностей, в затруднительных ситуациях совершает ошибку за ошибкой, исправляет их, движется дальше и допускает новые промахи, постоянно продвигаясь вперед в освоении трудного материала.

Зайти в тупик

Как этого добиться? Вот пример, как китайскому учителю удалось создать подходящую среду в американской школе.

На одном из уроков изучали тему, обычно не вызывающую особого энтузиазма у школьников, — дополнительные и смежные углы. Учитель попросил учеников пояснить, что такое, по их мнению, дополнительные углы, и они высказывали свои соображения. Часто учитель старался запутать свой класс и подвести к ошибочному объяснению. И тогда он с улыбкой спрашивал: «А верно ли это?» Ученики тяжело вздыхали и пытались найти более точное определение. Учитель поддразнивал их, развивая или искажая их идеи, чтобы школьники смогли усвоить суть изучаемого материала. Ученики размышляли, уточняли, доказывали свои утверждения, и выглядело это впечатляюще.

Изучение этой темы в американской или российской школе — полная противоположность.

Учителя просто дают определение дополнительных и смежных углов, а затем школьники решают три десятка простых задач.

Важнейшая характеристика уроков в китайской школе — преодоление трудностей: учителя сознательно ставят учеников в тупик, заставляя задумываться над проблемой и находить объяснение.

Конечно, родители не могут повлиять на учебный процесс, но такую среду можно создать дома. Не показывать решения задач, а мотивировать школьника самому искать истину.

Преодолевать трудности совместно

Некоторые родители считают, что ребенок должен преодолевать трудности сам, поэтому они отказываются ему помогать. Поставьте себя на место ребенка, например, на вас взвалили сложный проект. Что произойдет, если вам придет на помощь коллега? Наверняка вы почувствуете воодушевление, радость и уверенность в успехе. Зачем же лишать этого ребенка? Не бойтесь помогать детям, просто со временем сокращайте объем помощи. Сначала решите задачу вместе, затем помогите только в сложных моментах, а потом будьте рядом, если вдруг понадобится ваша поддержка. Это примерная схема, как можно научить ребенка преодолевать трудности.

Вот что еще можно сделать, чтобы ребенок научился преодолевать трудности.

Извлекать информацию

Много лет Элизабет и Роберт Бьорк — профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе — изучают программы школьного преподавания. По их мнению, в большинстве своем они непродуктивны, поскольку самые важные для обучения процессы часто идут вразрез с интуицией и противоречат стандартным школьным методикам. Исследователи обращают внимание на «желательные трудности», напоминая, что мозгу необходимо решать трудные задачи. Они подчеркивают важность извлечения информации, поскольку любая подобная операция влияет на мозг и в дальнейшем эта информация оказывается более доступной.

Многие готовятся к экзаменам, перечитывая конспекты, но супруги Бьорк считают, что для мозга это не очень полезно. Намного эффективнее извлечение накопленной информации для самопроверки. Вы заставляете себя вспомнить материал, возможно, совершить какие-то ошибки и тут же исправить их. Специалисты подчеркивают, что предэкзаменационная подготовка не должна сводиться к зубрежке, поскольку может вызвать стресс и снизить значимость обучения. Гораздо эффективнее безоценочная самопроверка или проверка с подглядыванием.

В следующий раз, когда ваш ребенок будет готовиться к уроку, предложите не перечитывать учебник, а ответить на вопросы, которые обычно есть в конце параграфов. Пусть он будет подглядывать в материал, но так ребенок лучше усвоит знания и поймет предмет.

Показать свою уязвимость

На своем примере дайте ребенку понять, что совершать ошибки — это нормально. Рассказывайте о своих промахах, признавайтесь, что чего-то не знаете, говорите о чувствах и просите ребенка делиться эмоциями. Ваш пример — лучший способ создать подходящую среду для ребенка.

Позволить самому выбраться из ямы

Если у ребенка есть конкретная проблема, с которой, как ему кажется, он не может справиться, предложите нарисовать «яму обучения», как на рисунке.


Яма обучения (по Джеймсу Ноттингему)

Попросите школьника описать свои ощущения, проваливаясь в яму. «Я в растерянности», «Не разбираюсь в математике», «В этом нет никакого смысла!» — такое знакомо каждому из нас. Когда ребенок начинает выбираться из ямы, тональность его ответов меняется: «Не поддавайся панике», «Поднимайся шаг за шагом», и позитивные мысли. Учительница, которая применяла этот метод в классе, рассказывала, что школьники порой впадали в отчаяние и жаловались: «Я в яме! Я не знаю, что делать?» Она отвечала: «Прекрасно! Чем мы можем тебе помочь?»

В этом ответе два важных момента. Во-первых, преподавательница позитивно относится к тому, что ученик оказался в яме: «Прекрасно!» — говорит она. Во-вторых, она не облегчает задачу, разбивая ее на составляющие и упрощая, а просто спрашивает, какие ресурсы могли бы помочь. Этот учитель знает: преодоление сложностей — очень важный этап и школьников надо поощрять за понимание, что они оказались в яме (затруднительной ситуации), а не вызволять их оттуда.

Развивать эмоциональный интеллект

Почему ребенок пасует перед трудностями? Он боится допустить ошибку, услышать критику в свой адрес, разочаровать самых любимых — нас, родителей. Чтобы ребенок не боялся трудностей, мы должны любить детей безусловной любовью, принимать их чувства и не критиковать.

О том, что происходит, если родители отвергают и не одобряют ребенка, пишет Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка».

Дети отвергающих и неодобряющих родителей мало доверяют собственному мнению. Когда им раз за разом объясняют, что их чувства неуместны или необоснованны, они вырастают с уверенностью, что с ними что-то не так. Их самооценка занижена, они испытывают больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, с трудом преодолевают проблемы. В сравнении с другими детьми им сложнее концентрировать внимание, учиться и находить общий язык со сверстниками. Кроме того, можно предположить, что дети, которых ругали, изолировали, шлепали или как-то иначе наказывали за выражение чувств, получили четкий сигнал, что эмоциональная близость сопряжена с высоким риском и что она может привести к унижению, изоляции, боли и насилию. Если бы мы имели шкалу для измерения эмоционального интеллекта, уровень этих детей был бы довольно низким.

Развивайте эмоциональный интеллект ребенка, чтобы он стал ментально стабильным и сильным и смог справиться с любыми сложностями.

По материалам книг «Безграничный разум», «Эмоциональный интеллект ребенка»

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи