в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Искусство учиться
Учиться спринтами. Новый способ повысить эффективность в учебе
9 сентября 2 324 просмотра
Искусство учиться
Учиться спринтами. Новый способ повысить эффективность в учебе
9 сентября 2 324 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Школьники, как правило, не считают нужным тратить время на планирование. Мол, и без графиков понятно, что надо делать — в конце учебного года сдать экзамены на высокий балл. Предлагаем поменять подход — использовать в учебе инструмент, который популярен у бизнесменов. Речь о спринтах — так называют короткие этапы сроком от 9 до 12 недель. Вы сами можете выбрать подходящий временной отрезок. Главное, чтобы он был не длинным и не слишком коротким.

Суть в том, чтобы на каждый спринт ставить цель. Например, вы выбрали предмет, который будете сдавать. Ставьте близкую цель и достигайте ее за один спринт. Потом поставьте новую цель или возьмитесь за другой предмет. Расскажем о методе подробнее.

Ставим цель



Просто космос

Вместо разработки глобального плана ставьте небольшие цели. Например, «сдать экзамен по математике на высокий балл» — слишком большая цель. Гораздо нагляднее и понятнее будет такой посыл — «пройти все тесты за предыдущие годы» или «разобрать 5 тем». То есть нужно разбить глобальную цель на конкретные и более мелкие задачи.

Такие цели на спринты конкретны и понятны. К ним не страшно подступиться. Катерина Ленгольд, автор книги «Просто космос», каждую цель разбивает на этапы, чтобы отслеживать прогресс. В конце каждого девятинедельного эксперимента, проанализировав полученный опыт, она решает, стоит ли двигаться дальше или сменить вектор развития. Такой цикл обратной связи — шанс своеврременно внести коррективы в подготовку.


Таблица из книги

Вот какие советы дает Катерина тем, кто хочет правильно планировать спринты.

  • Убедитесь, что вы предельно четко сформулировали цели. Они должны быть предельно конкретными и легко измеримыми. Например: «Решить сто задач», а не «Позаниматься физикой».
  • Возьмите хороший ежедневник, с которым приятно и удобно работать, зафиксируйте планы в «твердой форме» (можно воспользоваться Agile-ежедневником для личного развития или рабочей тетрадью «12 недель в году»). Поставьте дату и подпись. Пишите ручкой, а не карандашом. Это важно. Такой простой ритуал дает сигнал мозгу, что назад дороги нет. Подписавшись под своими планами, вы сделаете их более реальными.

В одном из исследований двум группам участников в качестве цели предложили привести себя в форму. Первая группа просто устно подтвердила свое желание участвовать в эксперименте. Вторая группа должна была составить и записать план реализации цели: «Я буду заниматься спортом по 20 минут по вторникам и четвергам в 19:00 в тренажерном зале около дома». В итоге участники второй группы в два-три раза чаще появлялись на тренировках.

Четко поставленная цель — половина успеха. Не экономьте время на таком важном деле.

Что делать, если не хватает мотивации

Выбирая цели для спринта, всегда задавайте себе вопрос: «Почему это для меня важно?» и старайтесь отвечать на него (письменно!) с предельной честностью.

Это не всегда просто, и на этот случай есть полезный прием от Катерины Ленгольд. Эта простая, но очень действенная техника помогает зрить в корень любой проблемы. Нужно спросить себя «почему» пять раз подряд. Этот подход к поиску сути придумали и внедрили в Toyota Motor Corporation в 1950-е годы. Вот как это выглядит, если применить метод к целям, связанным с учебой.

Цель: «Сдать экзамен на высокий балл»

Почему для меня это важно? — Я хочу поступить в университет

Почему для меня это важно? — Я хочу получить хорошее образование

Почему для меня это важно? — Я хочу найти престижную работу

Почему для меня это важно? — Я хочу стать независимым

Почему для меня это важно? — Я хочу реализовать себя

Подготовка к экзамену может изнурять, поэтому главное напоминать себе, ради чего вы прилагаете столько усилий. Когда за вашими действиями стоит большая мечта, дополнительная мотивация не нужна.

Как применить на практике

Предлагаем два варианты реализации подхода на практике. Делитесь в комментариях своими идеями.

Вариант 1. Выбрать три главных предмета, и на спринт ставить мини-цели по каждому из них. Например, изучить определенные разделы, прорешать все задачи и так далее.

Вариант 2. В течение двух-трех месяцев вы сосредотачиваетесь только на одном предмете. В следующем спринте — на другом. И так, пока не переберете все нужные предметы. Конечно, по школьной программе придется заниматься и другими уроками, здесь речь идет именно о приоритетной задаче.

Наиболее распространенные ошибки

В книге «12 недель в году» есть перечень ошибок, которые допускают при переходе на метод спринтов. Рассмотрим их с точки зрения учебы.

Ошибка 1. Вы продолжаете учиться по-старому

Вести дела по-старому и распределять свое время так, как вы привыкли, — непродуктивно. Очень легко вернуться к былым привычкам, потому что они дают ощущение комфорта и легкости. Для достижения лучших результатов нужно преодолеть страх, неуверенность и дискомфорт. Тогда вы приобретете новые привычки, с помощью которых достигнете новых высот.

Ошибка 2. Вы распыляетесь на несколько задач

Многие считают способность делать одновременно несколько дел чуть ли не достоинством. Правда в том, что она снижает вашу общую продуктивность и не дает добиваться хороших результатов. «Многозадачность» на самом деле тормозит вас и повышает вероятность ошибок. Так утверждает Дэвид Майер, руководитель Лабо- ратории мозговой деятельности и сознания Мичиганского университета. Когда вы переключаетесь на новую задачу, вы тем самым в среднем увеличиваете время выполнения предыдущей на 25%.

Ошибка 3. Вы отвлекаетесь

В современном мире технологии сами по себе становятся отвлекающим фактором. Каждый день возникает все больше причин забыть о работе. Смартфоны, социальные сети, интернет отвлекают вас от более важных занятий, которые помогают достигать целей. Немного отвлечься — не беда. Но нужно научиться целенаправленно использовать свое время. Иначе вы не сможете полноценно учиться. Отстраняйтесь от любых внешних раздражителей, если вы готовитесь к важному экзамену.

Ошибка 4. Вы считаете занятость синонимом продуктивности

Вы можете проводить целые дни за чтением учебников, искать решение сложной задачи — и быть очень занятым. Но эти действия не всегда приводят к успеху! Конечно, вы заняты. А насколько продуктивны? Вы запоминаете то, что читаете? Вы действительно хотите разобраться в материале или просто играете роль «очень занятого человека»? Научитесь расставлять приоритеты и выполняйте главное в первую очередь.

Что делать?

Учитесь в соответствии с заранее подготовленным еженедельным планом. Еженедельный план, привязанный к 12-недельным целям, не дает возможности отвлекаться от стратегически важных дел ради текучки. Выстроив учебу по плану и четко следуя графику, вы приближаетесь к успеху.

Вам может показаться, что спринты — это слишком просто. Действительно, это несложный инструмент, но его давно используют в бизнесе. Попробуйте учиться спринтами, и вы увидите, как приближаетесь к цели.

Подробнее о методе читайте в книгах «Просто космос» и «12 недель в году»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи