в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Искусство учиться
Советы школьнику: как правильно искать и обрабатывать информацию
4 сентября 2 690 просмотров
Искусство учиться
Советы школьнику: как правильно искать и обрабатывать информацию
4 сентября 2 690 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Без умения добывать информацию, анализировать ее и использовать на практике не обойтись ни одному школьнику. Вот несколько советов, которые помогут развить этот важный навык.

Определение темы



Как научить ребенка учиться

Какая бы задача перед тобой ни стояла — подготовить реферат, написать сочинение или просто найти четкий ответ на экзаменационный вопрос, — прежде всего определи тему и разбей ее на более простые части. Составь примерный план. Это облегчит поиск информации.

Скажем, тебе нужно сделать доклад о правлении Ивана Грозного. Можно выделить следующие тематические блоки: внутренняя политика и реформы, внешняя политика, личность царя, оценки результатов правления.

Начни записывать первые мысли, пришедшие в голову. Краткие заметки помогут выявить связи между разными аспектами и понять, какая информация у тебя уже есть. Затем приступай к поиску материала.

Сбор информации

Для создания полной картины нужно изучить как можно больше источников. Ты можешь почитать книги по теме, найти научные статьи и заметки в газетах, посмотреть новостные сюжеты и видеолекции, изучить мнения экспертов, узнать о последних исследованиях.

Не ограничивайся интернетом! Библиотека — более надежный источник. Узнай, какие книги, журналы или электронные ресурсы там есть. Зайди в разные отделы. Возможно, где-то тебе покажется слишком шумно, но всегда можно найти зал для работы, требующей тишины. Выбери место, где тебе будет удобно заниматься.

Вопросы репортера

При подготовке к работе над темой или проектом стоит ставить перед собой шесть вопросов, которые учатся задавать репортеры-стажеры: «Кто в этом участвует?», «Что это за проблемы?», «Когда это случилось?», «Где?», «Почему?» и «Как так вышло?».

Смысл этих вопросов в том, чтобы собрать как можно больше информации из разных источников. Когда найдешь ответы, подумай, какой материал включить в работу.

Рекомендуемая литература

Если учитель дал список литературы по изучаемой теме, постарайся найти рекомендуемые книги. Однако не нужно читать каждую из них от корки до корки — следует подходить к ним избирательно и использовать самые полезные для твоей работы.

Задача заключается в том, чтобы найти наиболее точную и актуальную информацию из надежных источников.

Оценка информации

Нужно внимательно относиться к фактам. Большинство людей ищут информацию в интернете, но на многих сайтах она зачастую не проверяется и не редактируется. Проявляй здоровый скептицизм и избегай скоропалительных выводов.

Анализируй и оценивай все, что читаешь. Не бойся задавать вопросы. Ты должен быть уверен, что все собранные тобой факты верны. Следующие советы помогут тебе избежать нелепых ошибок.

1. Используй несколько источников. Изучи и сравни разные источники. Определи, с чем ты согласен. Можно ли проверить источник и узнать, заслуживает ли он доверия?

2. Отделяй факты от мнений. Факт — то, что случилось или существовало на самом деле. Мнение — всего лишь чья-то точка зрения. Единственного правильного ответа может и не быть. В таком случае твоя задача — рассмотреть аргументацию разных сторон.

3. Анализируй язык источника. Объективна ли статья (книга)? Или в ней чувствуется предвзятость? Делает ли автор необоснованные обобщения (используя слова вроде «всегда» или «никогда»)?

4. Зри в корень. Может, книга или сайт выглядят прекрасно, но насколько точна содержащаяся в них информация? Есть ли основания не доверять ей?

5. Ищи самые свежие данные. Изменилась ли информация или идеи, с тех пор как был опубликован первоисточник? Регулярно ли обновляется сайт или другой источник?

6. Следи за качеством цитат. Проверь, надежные ли источники цитирует автор. Сколько источников приведено? Достаточно ли они свежие? Проверь ссылки.

Выборочное чтение

Хочешь использовать свое время эффективнее? Учись выбирать необходимую информацию, бегло просматривая текст. Нужно искать ключевые слова и темы в оглавлении и указателе. Следует внимательно читать аннотации и предисловия, а также начало каждой главы — там тоже изложены основные мысли.

Изменяй скорость чтения. Пропусти или быстро пробеги глазами текст, не относящийся к теме, а то, что важно, прочитай в спокойном темпе. Если начинаешь клевать носом — значит, пора закрыть книгу.

Заметки и конспекты

Делай пометки по ходу чтения, записывай важные мысли и отмечай ключевую информацию. Перечитай текст еще раз, если сразу не удалось сосредоточиться и уловить суть.

Прочитав абзац или главу, постарайся кратко изложить основные идеи своими словами.

Используй маркеры или наклейки, чтобы отметить текст, который ты планируешь более подробно изучить позже.

Если в качестве источников информации ты используешь аудио- и видеолекции, сосредоточься, слушай внимательно, конспектируй ключевые пункты и записывай возникающие вопросы.

Не надо записывать каждое слово — это не диктант. Лучше следить за аргументами или главными моментами, чем автоматически конспектировать все подряд.

Чтобы ускорить запись, пользуйся сокращениями. Можно разработать свою систему символов, например ставить стрелочки для обозначения связей между идеями.

Интеллект-карты

На любом этапе работы можно пользоваться методом интеллект-карт. Он поможет связать и систематизировать идеи, выделить главное, вспомнить прочитанное.

Интеллект-карта наглядно показывает, что уже известно по теме. Она помогает мыслить четче, если зашел в тупик.

Составление интеллект-карты начинают с ключевого слова, которое помещают в центр. Обычно это название предмета, тема или категория. Слово обводят и проводят от него несколько линий — «ветвей». Каждая соответствует понятию, связанному с этим словом. От толстых линий могут отходить более мелкие «веточки» — детали или примеры, связанные с основными понятиями.

Вписывай только ключевые слова и примеры, без полных предложений. Чтобы карта легче читалась, можно использовать разные цвета и рисунки. Картинки могут быть схематичными, но пусть они будут утрированными, смешными, странными. Тогда они легче запомнятся.

Финальный этап

Итак, информация собрана. Осталось лишь применить ее — подготовить презентацию/реферат, продумать план пересказа или написать сочинение.

Подумай, как связать между собой все факты и доказательства. К каким выводам приведет совокупность всех имеющихся данных? Устрой мозговой штурм. Если у тебя уже есть черновой вариант плана, перепиши его с учетом полученных сведений. Твоя задача — логично структурировать информацию.

После вступления ясно и по возможности лаконично изложи факты, идеи и аргументы. В каждом абзаце — свой тезис. Можешь добавить цитаты, если они уместны и подкрепляют твои доводы. Постарайся свести все воедино в виде убедительного заключения.

Если тебе предстоит отвечать устно, отрепетируй свою речь несколько раз. Можешь даже записать свое выступление на камеру, чтобы увидеть себя со стороны и понять, что не так и как это улучшить.

По материалам книги «Как научить ребенка учиться»

Обложка поста отсюда

Теги
Школа

Похожие статьи