Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Расширяем кругозор вместе с Чевостиком: 3 великих изобретения Китая
17 августа 2019 2 404 просмотра

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Чевостик и дядя Кузя — великие путешественники — в новой книге «Путешествие в Китай» отправляются в Поднебесную. Герои познакомятся с великими изобретениями Китая, которыми мы пользуемся и сегодня.

Они побывают на чайной плантации и узнают, почему же этот напиток так ценят в Китае, узнают, в чем секрет китайского фарфора и как китайцы научились выращивать рис.

Черный, красный, белый, зеленый… и даже чай с луком!

— Чевостик, это чайная плантация. Китай (вернее, его южные области) считают родиной этого растения! Две тысячи лет назад в одних регионах Поднебесной этот напиток считали лекарством, а в других использовали как тонизирующий напиток. Далеко не сразу чай стали пить так, как сейчас.

— А что же его — ели, что ли?

— В некоторых провинциях Китая листья чая варили и действительно ели, как кашу или шпинат. А в других чайные листья прессовали в лепёшки (с некоторыми сортами чая, например пуэром, так делают и сегодня), от которых затем отламывали кусочки, толкли в порошок и заваривали, а нередко и подолгу варили со всякими добавками: с жужубами — это такие китайские финики, апельсинами, душистыми травами, солью, перцем и даже с луком!

— Ой! Представляю себе чай с луком!

— Сейчас многое изменилось. Чайные листья сушат, иногда скручивая или подвяливая на огне или на солнце, подвергают воздействию специальных бактерий: от тонкостей обработки зависит получающийся сорт и цвет чая. А он бывает зелёный, красный (такой у нас называют чёрным), чёрный, жёлтый, белый и не только! Но превыше всего ценится вкус самого чая.

Чайная церемония в Китае — это целый ритуал! Здесь устраивают долгие чаепития, наслаждаются его вкусом. Кстати, название этого напитка произошло от китайского слова, которое в разных районах Поднебесной произносят по-разному. На севере и юге — «ца» или «ча», от сюда русское «чай». А на юго-востоке — «да», «дэ» или «тэ», и так (или очень похоже) звучит название этого напитка в Западной Европе. Хотя и на севере, и на юге — вообще во всём Китае — записывается это слово одним и тем же иероглифом.

Рис, растущий в грязи

— Дядя Кузя, смотри какой странный склон! Он похож на лоскутное одеяло. Гора как будто вся в огромных ступеньках. И каждая ступенька — это большая, грязная цветная лужа, из которой травка растёт. И в этих лужах люди чем-то заняты… Что же у них там происходит?

— Это крестьяне работают на рисовых полях.

— А травка — это рис?

— Именно. Главная еда китайцев и многих других народов! Именно предки древних китайцев, жившие в долине реки Янцзы, первыми научились его выращивать — это было более восьми тысяч лет тому назад!

— Ничего себе! А почему он в воде?

— Рис очень любит воду и в ней растёт. Поэтому поля сначала вспахивают, а затем с помощью каналов, труб и насосов заливают водой из рек и озёр. Только потом прямо в жидкую грязь сажают заранее выращенные ростки риса.

— Сажают в грязь?

— Да. Росток сам укореняется в мокрой земле. Когда рис созреет, воду сливают, а каждый кустик вручную срезают, обрабатывают и бережно высушивают…

— Ох, как у них всё непросто! А я ел рисовую кашу и обо всём этом даже не догадывался.

Секрет китайского фарфора

— Чевостик, помнишь, я говорил, что процесс производства фарфора сложный и долгий? Те самые серые камни, которые ты видел в телеге, — каолин — сначала измельчают в пыль и смешивают в большом чане с водой и полевым шпатом, его ещё называют фарфоровым камнем. Туда же добавляют перемолотый кварц. Получившуюся смесь пропускают через мелкое сито, а затем через шёлковый мешок, чтобы очистить массу и сделать её однородной. Потом её отстаивают, сливают воду. Оставшуюся массу прессуют кирпичами, бросают на каменные плиты, переворачивают лопатками, пока она немного не подсохнет и не станет мягкой, как пластилин.

— Хм… Немножко похоже на то, как тесто для пирогов делают…

— Прежде чем использовать, массу оставляли вылёживаться на несколько недель, а иногда и на десятки лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. А по истечении этого срока ещё и отбивали, чтобы избавиться от пузырьков воздуха. Без этого лепить из неё было нельзя: она просто рассыпалась бы в руках мастера или, что ещё хуже, развалилась бы на куски при обжиге.

Затем китайские гончары ставили изделия в огромные печи и обжигали их. Сначала при температуре до 800 градусов, при которой полевой шпат расплавлялся и крепко-накрепко связывал частицы кварца и каолина. Так при обжиге получался твёрдый фарфор, без пор. В сочетании этих компонентов и заключался секрет китайских мастеров, который многие столетия не могли разгадать европейцы. Затем готовые изделия покрывали глазурью и снова обжигали в печи при гораздо более высокой температуре: от 1200 до 1400 градусов.

По материалам книги «Путешествие в Китай».

Обложка поста — иллюстрация из книги.

Похожие статьи