Мы продолжаем цикл публикаций о жизни издательства, МИФовцах, читателях, планах и ценностях. Давайте поближе познакомимся с нашим самым юным направлением — МИФ.Играми. Расспросили маркетолога Ангелину Герусову о том, какие игры издаем, зачем они нужны, какие были шишки и удачи, во что любим играть сами и какие предпочтения сформировались у наших любимых читателей игроков.
— Игры — самое свежее направление МИФа. Геля, расскажи, пожалуйста, как ты к нему подключилась?
— Когда я пришла в МИФ, решение выпускать настольные игры уже было принято. Меня пригласили именно на запуск направления, потому что для МИФа это абсолютно новый продукт. И если в книгах мы многое понимаем (а что-то еще нет, поэтому постоянно учимся), то игры — новый мир. Помню, на собеседовании мне задали вопрос: «Ты сама в настолки любишь играть?». Такой вот подход: без любви никуда.
— Какие игры сейчас издает МИФ и зачем они нужны?
— У нас есть два направления — семейные игры и настолки для взрослых. С первыми все просто: мы очень любим наше юное поколение, поэтому выпускаем самые лучшие детские книги. Но иногда родителям просто необходимо стать друзьями, а не наставниками, дать ребенку возможность побыть наравне со взрослыми. И игра для этого идеально подходит: все честно, никаких читов и поддавков!
Игры для взрослых — это скорее про контакт, общение и понимание друг друга (примеры — «Идея на миллион», «Креативное агентство» или «Мириады»). Казалось бы, во время высокоскоростного интернета и соцсетей мы должны быть близки друг другу, как никогда. Но, к сожалению, это не так. Идея выпускать игры принадлежит нашим читателям, которые хотят чаще встречаться с друзьями, весело проводить с ними время, шутить, развлекаться и не забывать про развитие. И наши игры как раз про это. Ну и еще про возможность попробовать себя в новой роли. Когда еще получится управлять компанией или быть космическим судьей?
Под этой красивой коробкой — возможность развить эмоциональный интеллект и креативное мышленние
— Кто придумывает (или выбирает) игры для МИФа? Расскажи о процессе создания игры, участниках и твоей роли в нем.
— У нас классная команда в играх: есть продюсер, редактор, дизайнер, маркетолог, а еще куча ребят, помогающих с изготовлением всяких крутых штук, например, фишек в виде оленей. Отбор — самая приятная часть нашей работы. Потому что мы… играем! Да, вот так вот, прямо в рабочее время. Часть наших игр уже были изданы в других странах, часть мы делаем совместно с разработчиками из России. Из последнего: у нас вышла игра «КВОРУМ» с российским разработчиком. Было очень интересно и увлекательно наблюдать, как она создавалась: от идеи до прототипа и готовой коробки. Лично я проводила несколько тестовых игротек, и это было незабываемо. Благодарю откликнувшихся читателей: ваша обратная связь помогла сделать игру еще интереснее и веселее!
Первая игротека МИФа
— Многие наши настолки — семейные. Чем они полезны?
— Как я уже говорила, они дают возможность вовлечь в общение всю семью. Игра — важный элемент развития ребенка, в ней могут участвовать не только сверстники, но и родственники. Кажется, что детские игры не будут интересны взрослым, особенно папам. Но это не так! Вспомните: каждый в детстве любил играть. Наши игры подходят именно для всей семьи, в них активно участвуют и родители, и бабушки, и даже соседи. Кстати, когда я проводила игротеку прошлой осенью, приходило много пап с детьми, было очень трогательно.
— Какие семейные игры ты бы отметила?
Возьмем для примера игры от итальянского центра Erickson «Умножариум» и «Арифметикум». Я помню, как в детстве учила таблицу умножения. Математика всегда давалась легко, впоследствии даже училась на физмате. Но зубрежка сводила с ума. Сидишь, учишь-учишь, вечером мама приходит с работы, начинает готовить ужин. А ты пристраиваешься на кухне и просишь ее позадавать вопросы. Такие игры, как «Умножариум», помогают вместе, весело и с азартом учиться складывать, вычитать, умножать и делить. Здорово, что играть можно без взрослых, потому что есть подсказки в виде цветового кодирования.
Учиться считать — весело!
Еще я бы отметила «Не зевай!» — это игра на скорость и реакцию. Признаюсь, хоть она и детская, мы иногда играем в нее с друзьями. Тоже, кстати, прокачивает навыки счета. Особенно в конце, когда считаешь отобранные у других игроков изумруды.
— Какие навыки и качества человек развивает с помощью игр? Можно с нашими примерами.
— Каждая игра (и не только наша) развивает множество навыков. В первую очередь, коммуникацию, а проще говоря — умение общаться («КВОРУМ»). Практически нет настольных игр, где не надо было бы общаться, и общаться много. По сути, часто приходится договариваться, убеждать, объяснять. И это для меня самое большое преимущество настолок. Другой момент — стратегия («Ты просто космос!»). Как правило, у каждого игрока своя цель, и здесь необходимо подумать, как и с помощью чего ее достичь. Управление ресурсами тоже прокачиваешь («Креативное агентство»). Особенно, когда ресурсов мало, а надо столько всего сделать! Все как в реальной жизни, только беззаботнее.
— Какие были шишки и открытия, победы и неудачи в издании игр?
— Шишек много, целый сосновый бор! 🙂 И кажется, это еще не конец: практически каждый день мы для себя открываем что-то новое. Например, в новогодней игре «Зима пришла» решили сделать классные фишки в виде оленей — создать праздничное настроение. И, естественно, выбрали самый красивый материал, чтобы олени выглядели «мармеладными». Ох, сколько же пришлось с ними помучаться, потому что для типографии это тоже был новый опыт. Спасибо нашему редактору Анне Бобковой, которая все это выдержала, и в итоге в игре появились классные оленята.
А вот и они🙂
А главной победой считаю положительные отзывы и благодарности наших маленьких и взрослых игроков. Это очень вдохновляет! Настолько, что к следующему Новому году мы сделаем нечто новое и суперкрасивое. Но пока это секрет.
— Расскажи про нашу самую необычную, на твой взгляд, игру? А какая самая веселая?
— Если говорить про необычность, то это «Тысяча и одна история». Семейная игра на сторителлинг, то есть на сочинительство. С одной стороны, она несложная: много разных карточек, поля и фишки, исходя из картинок придумываешь свою историю или продолжаешь чужую. Но необычность заключается, в первую очередь, в нестандартности подхода (в игре используются разработки итальянского центра Erickson). Мне нравится, что длительность игры и ее окончание игроки определяют сами. Получается, можно играть бесконечно! А еще здесь три поля, карточки, которые можно истолковать абсолютно по-разному, три варианта самой механики — столько всего, что игра точно не надоест.
Набор для развития воображения и креативности
Самой веселой я назвала бы «КВОРУМ» — игру на аргументацию. В ней очень смешные персонажи, а вопросы, которые надо обсудить, — глобальные, но одновременно и актуальные для нас. Помню, как играла в нее с друзьями и к концу посадила горло 😀 Но отстояла идею создания монумента в честь любимой рок-группы Iron Maiden.
Если вам уже интересно, как выглядит КВОРУМ, то вот он
— Как пришла идея сочетать игры и книги, планируем ли продолжать? Каким критериям должна соответствовать книга, чтобы по ней можно было сделать игру?
— Есть такие книги, после которых хочется действовать. Вот прямо здесь и сейчас. Но мы не всегда готовы рискнуть изменить что-то в реальной жизни. Приведу пример из личного опыта: давно хотела научиться говорить уверенно и убедительно. Изучила книги по ораторскому искусству, взяла несколько уроков, после попробовала в использовать знания в реальной жизни — было страшно. Оказалось, что говорить на занятии — это одно, а перед другими людьми — совсем другое. На помощь пришли разговорные игры. Можно потренироваться на друзьях, а потом уже и к боссу за повышением идти 🙂 С игрой «Ты просто космос!» похожая история: есть хорошая книга Катерины Ленгольд про баланс между работой, семьей и своими интересами. Знания получены, а вот полигон для безопасного тестирования есть не у всех . Поэтому решили сделать игру. Да и Катерина — фанат такого формата.
Читали бестселлер «Просто космос»? Если да, самое время поиграть!
— Какие игры у тебя самые любимые и почему?
— Про «КВОРУМ» я уже говорила, расскажу про «Ход слоном». Это не совсем привычная нам настольная игра, а скорее игровой тренажер. Признавайтесь, кто из вас начинает с понедельника бегать? А каждый день по 20 минут уделять иностранному языку? Так вот этот тренажер в очень веселой и, что мне особенно нравится, красиво иллюстрированной форме мотивирует тебя выполнять поставленные задачи. Там 3 вида задач: большая задача (собственно, сам слон, которого и надо «есть» по кусочку), выполнение задачи на время (наглый крот подгоняет тебя) + монстрики, которые требуют выполнения мелких, но не очень приятных задач (благодаря им я наконец-то отнесла пуховик в химчистку).
— У нас есть статистика, какие игры пользуются большей популярностью?
— Конечно, я же аналитик! Без статистики никуда. А если серьезно, лидируют, конечно, семейные игры, потому что мамы нас знают как издательство качественной детской литературы, а теперь еще и игр. Игры для взрослых пока менее популярны, иногда нам пишут, что игры — пустая трата времени, лучше почитать книгу. И вот здесь мы объясняем, что игра — это не просто веселье, это еще и общение, возможность попробовать что-то новое, ну и просто качественный отдых.
— А какие еще отклики приходят на игры?
— Наши игроки оставляют комментарии и мы им очень благодарны. Именно благодаря этому развиваемся, совершенствуем игры и сами становимся лучше. Самый приятный отзыв был на семейную игру про эмоциональный интеллект «Мириады». Многие писали о том, что стали лучше понимать друг друга, своих детей. А одна девушка сказала, что узнала много нового про своего супруга, с которым в браке уже более 8 лет, даже про его хобби, которым он увлекается с детства. Вот так.
Играть и развиваться — отличное сочетание
— МИФовцы часто играют в свои игры?
— Да, у нас есть поговорка, что мы издаем то, что сами читаем. С играми та же история. Например, к дню рождения МИФа подготовлено несколько новинок. Если они нам понравятся, возможно, выпустим их к концу года. Я уже собираю коробки.
Геля знает, какие игры нас ждут совсем скоро
— Поделись, пожалуйста, планами МИФа: какие игры появятся в ближайшее время?
— Очень крутые! Будет одна игра по нашему бестселлеру (по какому — секрет, но скоро узнаете), появятся интересные и развивающие игры для всей семьи (квизы и другие). Из суперновинок летом ожидается игра про море (все же любят море?) от наших любимых иллюстраторов Зины и Филиппа Суровых. Там будет флажковая азбука и азбука Морзе (в детстве мечтала о них). И как всегда много вдохновения, общения, развития. Куда без него?
В общем, вы поняли: игр не бывает много. И так здорово, когда под каждую ситуацию, компанию, настроение находится своя. Разбираем фишки? 😉
Обложка поста — фото с фестиваля настольных игр «Игрокон»