в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Психология
Как научить подростка делать осознанный выбор
12 июня 8 720 просмотров
Психология
Как научить подростка делать осознанный выбор
12 июня 8 720 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Многие подростки плывут по течению и не задумываются, что жизнь — это результат их выбора. Можно отказаться от нездоровых отношений, нелюбимой профессии, даже похода в театр с классом, если не хочется, ведь отказ — это тоже выбор. Подростки привыкли, что за них все решают: в какой кружок ходить, какие фильмы смотреть, в какой университет поступать.

Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» подчеркивает, насколько важно поощрять самостоятельное принятие решений и при этом продолжать быть эмоциональным воспитателем своего ребенка.


Эмоциональный интеллект ребенка

Выбрать правильную степень участия в жизни подростка — одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители. Если раньше поощрение самостоятельности состояло в том, чтобы разрешать детям сделать то, что они уже готовы выполнить, то теперь настало время, когда они должны принимать решения по поводу действительно важных вещей. Подростку следует чаще говорить: «Выбор за тобой», выражать уверенность в правильности его суждений и стараться не оказывать скрытого сопротивления под видом предупреждения возможного неблагоприятного исхода дела.

Сейчас поощрение самостоятельности означает, что время от времени вы разрешаете подростку принимать неразумные (но не опасные) решения. Помните, что подросток может учиться не только на своих успехах, но и на ошибках. И обучение будет тем более эффективным, если у него рядом есть заботливый взрослый — тот, кто поможет справиться с негативными эмоциями в случае неудачи и объяснит, как находить решения в будущем.

Ниже — идеи, как научить подростка принимать самостоятельные решения.

Списки

Когда вышел блокнот «Дыши. Списки на все случаи жизни», многие уже взрослые люди стали покупать его себе. Казалось бы, идея простая — составлять списки на разные темы. Но смотрите, что за этим стоит.


Дыши. Списки на все случаи жизни

Задумываясь о том, что нам нравится, а что нет, в какие места мечтаем съездить, как хотим провести свободный вечер, мы совершаем выбор, становимся осознаннее и учимся понимать себя. Объективно мы оцениваем себя, когда сидим в тишине и заглядываем себе в душу. А в момент, когда нужно сделать выбор, то вся осознанность улетучивается, и мы выбираем не лучшие варианты, а самые простые. Например, у подростка внезапно освобождается вечер и встает вопрос: чем заняться? Спроси его об этом в другое время, он бы, возможно, сказал: «Посмотрю фильм, почитаю книгу, схожу куда-нибудь». Когда же выбор нужно сделать немедленно, то он выбирает то, что проще всего организовать — компьютерные игры или общение в соцсети, поэтому важно заранее определиться с ценностями, любимыми занятиями.


Источник

Составление списков — как раз способ поразмышлять о себе объективно. Списки могут быть с любимыми фильмами, городами, занятиями, правилами, рецептами и даже словами, которые хочется чаще употреблять.

Автоматический и осознанный выбор

Подросткам часто кажется, что они не умеют выбирать. Им может быть страшно или непривычно. В блокноте «Ок, что дальше?!» есть упражнения, которые помогают осознать: выбор — это естественно и не так сложно, как кажется началу.


Ок, что дальше?!

Для начала поговорим об автоматических решениях. Каждый из нас ежедневно принимает несколько сотен решений. Иногда это занимает считанные секунды: по какой дороге пойти домой, синей или черной ручкой писать в тетрадке. Какие-то вещи требуют небольшой концентрации: что съесть на обед, что надеть в школу?

А некоторые занимают намного больше времени. Попросите подростка вспомнить свой день и выписать 20 решений, которые он принял на автомате (даже не задумываясь). Это упражнение снимает страх: оказывается, подросток постоянно что-то выбирает, и в этом нет ничего страшного!

Теперь пора перейти к осознанным решениям. Нужно вспомнить два недавних решениях. Одно, которое кажется подростку удачным, и другое, которое ему бы хотелось поменять. Задайте вопросы: «Какие ощущения ты испытывал в момент принятия каждого из них? Что ты чувствуешь в теле сейчас, когда вспоминаешь эти решения? Какие эмоции у тебя рождаются?»

Повышаем личную силу

Подросток должен четко понимать: он отвечает за свое поведение и свои чувства, поэтому выбирает, как поступать и что чувствовать. Чем старше человек становится, тем более сложными становятся эти решения. Чтобы научиться их принимать, нужно понять, что такое разумный выбор. Он предполагает, что подросток не импульсивно совершает поступок, а вначале представляет, что именно предполагает получить в результате, а затем оценивает, насколько эти ожидания реалистичны, говорится в книге «Ты сильнее, чем ты думаешь».


Ты сильнее, чем ты думаешь

Сегодня в обществе успех ценится выше многого другого.

Важно быть лучшим: самым сильным, самым быстрым, самым богатым, самой умной, самой красивой, самой яркой звездой. Но это не имеет никакого отношения к личной силе. Личная сила — это когда мы делаем все, на что способны, в том деле, которое считаем важным лично для себя. И это значит, что мы довольны собой, даже если наш лучший результат — не самый лучший вообще.

Поговорите с ребенком о личной силе. Какие поступки делают его сильнее, а какие, наоборот, забирают личную силу.

Советы настоящих лидеров

Подростки очень эмоциональны. Чтобы принять удачное решение, нужно научиться контролировать свои эмоции. В идеале нужна проработанная база — сбор и анализ данных и поиск путей урегулирования для каждой конкретной ситуации. В книге «Привычки лидера» описывается, как принимают решения руководители. Полезно знать, пусть пока до такой степени глубины анализа подросткам еще далеко.


Привычки лидера


Почему бы и не вдохновиться примерами лидеров. Источник

Принятие правильных решений — будни эффективного лидера.

Руководитель с широким кругом полномочий принимает десятки таких решений за день: внедрение новых систем и процессов, повышение эффективности операций, объединение и реструктуризация бизнес-единиц — это только часть его обязанностей. После тщательного анализа проблемы, сбора информации, оценки потенциальных решений необходимо приступать непосредственно к действиям.

Ниже — пятиминутные упражнения на развитие навыка из книги «Привычки лидера», которые можно адаптировать для подростков.

  • Обозначение корня проблемы

Большинство проблем проявляются поверхностными симптомами, которые в действительности вызваны скрытой основной причиной. Наилучшие решения направлены именно на ее устранение, но сначала эту причину необходимо определить. Практикуйте следующее упражнение. Обдумывая проблему, спросите себя: «В чем ее первопричина?».

  • Разбейте решение на несколько составляющих, если собранной информации недостаточно

Не откладывайте принятие решения, даже если вы считаете, что не обладаете всей полнотой сведений. Если, приступая к значительному проекту, вы боитесь совершить ошибку или ощущаете неуверенность, разделите его на серию коротких шагов. При необходимости дополнить собранную информацию спросите себя, какую часть запланированного можно осуществить уже сегодня.

Умение выбирать формируется не за один день. Почаще давайте подростку ошибаться (без вреда для здоровья), чтобы он овладел этим навыком в совершенстве.

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи