Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук
Всем родителям, которые понимают значимость чтения, хочется, чтобы ребёнок полюбил книги, хотел читать и читал с удовольствием, поэтому с самого раннего возраста дают ему в руки книжки, а потом начинают читать вслух. И вот здесь очень важно, как именно читать вместе с малышом, когда, о чём и как беседовать.
Для маленьких детей, которые пока сами не читают, очень рекомендую использовать технологию чтения-слушания.
Прогнозирование
До начала чтения рассмотрите вместе обложку, пролистайте книжку и изучите иллюстрации, прочтите название и фамилию автора, а потом поговорите с ребёнком: о ком и о чём будем читать, как ты думаешь? Как ты догадался?
Этот этап работы — прогнозирование будущего чтения. Он очень важен, потому что развивает одно из важнейших читательских умений и вызывает у ребёнка желание поскорее послушать книжку, узнать, что произошло с героями, проверить свои предположения.
Комментирование
Читайте вслух так, как вы сами понимаете текст, передавайте свои эмоции. Обязательно останавливайтесь по ходу чтения там, где нужно что-то прокомментировать, привлечь внимание ребёнка, усилить его эмоциональное восприятие, включить воображение.
Некоторые родители не любят, когда ребёнок перебивает, задаёт вопросы: «Вот дочитаю, и ты меня спросишь!» На самом деле нужно радоваться, если вопросы у ребенка возникают: значит, он включился в процесс восприятия и понимания текста, у него появились вопросы к автору. Обязательно остановитесь и обсудите, пусть ваши мнения не совпадут, так бывает у разных читателей. А потом по ходу чтения покажите, где же в тесте ответ на этот вопрос.
Вот как можно прочитать с остановками рассказ Евгения Чарушина про щенка Томку:
Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал. (Томка большой или маленький?)
Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал. Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него на песке так и заплетаются. (Видел, как маленькие щенки бегают? Представил?) Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается. (Зачем он оглядывается?)
— Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь! (Вот почему оглядывается — воды боится!)
Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. (Что случилось?! Догадался?) Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. (Вот что случилось! Воды нахлебался Томка. Зря он дышать в воде надумал!)
Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро… Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду. Бежит, повизгивает. (Представил?) Но теперь носом в воду не суётся. Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам. Вот так и научился плавать. (Молодец Томка!)
Обсуждение
После чтения можно спросить ребёнка, какие места ему бы хотелось послушать ещё раз, кто из героев понравился или не понравился, почему было весело, смешно или грустно, и обязательно поделитесь своими впечатлениями тоже.
Если ребёнку нравится рассказывать, можно попросить его рассказать историю от имени какого-то персонажа или разыграть диалог с вашим участием. Интересно, например, рассказать, как Томка научился плавать, от лица самого Томки. Начать можно так: «Отправились как-то раз мои хозяева на озеро погулять. Меня с собой взяли. Положили в портфель, наверное, чтобы я не устал. Вот приходим на озеро …».
Маленьким детям нравится слушать и повторять стихи, особенно если они ритмичные, весёлые. Совместное чтение стихотворений с остановками можно одновременно превратить в игру с договариванием: вы делаете паузу, а ребёнок догадывается, какое слово нужно договорить.
Вот, например, читаем стихотворение «Помощница» Агнии Барто:
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел: (Интересно, какие у неё дела?)
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел. (И Танюша, значит, тоже… Серьёзное дело!)
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила.
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке … (пошла). (Вот что за дела у Тани!)
Перед сном сказала маме:
_ Вы меня разденьте… (сами).
Я устала, не могу,
Я вам завтра … (помогу)! (А Танюша большая или маленькая?)
Все эти приёмы сделают ваше совместное чтение-слушание увлекательным и очень полезным для развития ребёнка-читателя: он полюбит сам процесс чтения, научится эмоционально проживать текст, включать воображение, понимать и запоминать прочитанное.
Обложка поста: unsplash.com.