в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cart.totalCount + cartEbook.totalCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
Условия доставки
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
Заказы от  доставляем бесплатно.
Психология
Как не срываться на ребенке
2 мая 23 233 просмотра
Психология
Как не срываться на ребенке
2 мая 23 233 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Редкий родитель может обойтись в воспитании без крика и повышенного голоса. Малыши не воспринимают просьбы, хотят делать все по-своему, а родители с помощью крика пытаются «достучаться» до них.

У родительских срывов есть еще одна причина. Мамы и папы проводят с ребенком много времени и не успевают восполнить энергию, отдохнуть от постоянных требований. Чем больше усталости накопилось, тем тяжелее контролировать свои эмоции, поэтому первый наш совет — просто отдохните 😉 Важно иногда переключиться и, например, сходить на прогулку без детей.


В партнерстве с ребенком

Выйти из рутины также помогут книги по психологии, например, «Воспитание сердцем» или «В партнерстве с ребенком». Эти книги добавят осознанности, научат разбираться в чувствах ребенка и приведут к пониманию истинных причин конфликтов.

Не бывает плохих чувств



Воспитание сердцем

Мы часто подразделяем чувства на плохие и хорошие. Психолог Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» пишет, что это неправильная позиция. Все чувства имеют право быть. Проблема не в том, что вы злитесь на ребенка или что он вас раздражает, а в том, как вы выражаете эти эмоции. Кто срывается на ребенке и корит себя за это, старается загасить в себе негатив, как правило, безрезультатно. Нужно корректировать не то, что внутри, а то, что снаружи. Выражать чувства надо конструктивно.

Один из вариантов — слова.

Говорите об эмоциях



Эмоциональный интеллект

У детей слабо развит эмоциональный интеллект. Другими словами, они пока еще не умеют считывать эмоции других людей и разбираться в своих. Что происходит во время конфликта? Ребенок делает что-то не так, как хочет мама → мама испытывает злость, раздражение → мама кричит. В этой схеме не хватает звена, которое могло бы не допустить последней фазы. Это звено «мама говорит о своих чувствах».

«Разве я перестану злиться, если просто скажу об этом?» — спросите вы. Злиться вы не перестанете, но вполне можете избежать срыва. Криком мы пытаемся донести наши эмоции. Мы кричим, потому что нас не слышат. А когда мы просто проговариваем: «Я злюсь на тебя за то, как ты поступил», уже нет необходимости кричать. Мы донесли свои чувства до ребенка.


Открытка по книге «Как рождаются эмоции»


Как рождаются эмоции

Выражать чувства словами, а не криком или действиями, — это и есть умение вести продуктивный диалог. Глядя на ваш пример, ребенок тоже со временем начнет выражать чувства словами.

Есть еще один приятный бонус от таких разговоров. Когда вы говорите о чувствах, ребенок начинает проводить причинно-следственные связи и постепенно приходит к пониманию: я не убираю игрушки → мама злится → я не хочу, чтобы мама злилась → я уберу игрушки.

Как отследить момент срыва



Испытание ребенком

Научитесь распознавать первые признаки срыва, прежде чем эмоции захватят вас целиком. Как только что-то внутри вас начнет сжиматься или вы заметите, что меняется характер вашего дыхания (вы стали дышать чаще или, наоборот, непроизвольно задерживаете дыхание), нужно остановиться и успокоиться. Только так вы сможете остаться «здесь и сейчас» и действительно обсуждать проблему, пишут авторы книги «Испытание ребенком».

Если вы чувствуете, что вас «накрывает», это явный сигнал к тому, что вам нужно сделать перерыв.

Кто-то ощущает спазмы в желудке, кто-то стискивает зубы, кто-то начинает часто дышать. У кого-то подергиваются руки или ноги. Кто-то замирает на месте и не может двигаться. После каждого конфликта постарайтесь отдохнуть хотя бы полчаса. Попейте чаю, посидите на скамейке. Мысль, что после конфликта вас ждет отдых, будет греть вас во время решения конфликта. Полчаса, говорят психологи, тот срок, который требуется, чтобы полностью отойти от конфликта.


В каждом правиле бывают исключения. Не всегда получится отдохнуть и привести в порядок свои чувства. Источник

В книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика» нашли способы, которые научат взрослых отслеживать эмоции. Это нужно, чтобы в моменты срыва лучше понимать себя и не упустить момент, когда ситуацию можно развернуть на 180 градусов.


Эмоциональный интеллект. Российская практика

1. Напоминалки.

Организуйте систему напоминаний в своем телефоне (не менее двух напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент оповещения определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом, запомните их и запишите.

2. Дневник эмоций.

Приобретите тетрадь или блокнот. Ежедневно фиксируйте, какие наиболее сильные переживания вам запомнились за прошедший день. Описывая эмоцию, отметьте также, когда она появилась, какие ощущения при этом возникали в теле и о чем вы в тот момент думали.

Вспомните о цели

Во время конфликта, когда вы переведете дух и почувствуете, что держите себя в руках, подумайте о своей цели. Чего вы хотите прямо сейчас? Чтобы ребенок надел, наконец, куртку? Чтобы он перестал плакать? Чтобы дал вам пять минут тишины? Немного анализа, и вы поймете, что крик никак не приведет к желаемому. Наоборот, срыв мамы, как правило, только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает больше нервничать, пугаться и плакать от того, что его заставляют делать что-то против желания.

Продуктивно разговаривать с ребенком во время конфликта помогут методы эмоционального воспитания ребенка. Тренируйтесь решать проблемы в позитивном ключе, и тогда срывы и истерики сойдут на нет.

Обложка поста: unsplash.com

Рубрика
Психология

Похожие статьи