Вот так книга!
Пещера Платона, гармония сфер и серьезная философия для школьников
9 апреля 2019 6 360 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Сложными вопросами бытия человек начинает задаваться уже в подростковом, и даже в детском возрасте. В чем смысл жизни, что такое добро и зло, можно ли верить чувствам… Где брать на них ответы, если за плечами еще нет жизненного опыта?

Книга «Используй философию!» написана для школьников среднего и старшего возраста, чтоб помочь им разобраться в устройстве мира, выходящего за рамки вещей. Публикуем интересные моменты.

Рассуждения — источник знания

Чтобы во что-то поверить, философу нужна объективная причина, подкрепленная убедительным доказательством. Не удовлетворенные традиционными или религиозными объяснениями, ранние философы в Древней Греции пытались понять мир, рассуждая. Они сформировали новые идеи о составе и структуре мира и нашли веские аргументы, подтверждающие их теории.

Благодаря этому родилось представление, что знание требует рассуждений, а значит, рассуждения — источник любого настоящего знания.

Но не все древнегреческие философы считали, что могут ответить на важные вопросы только посредством размышления. Ксенофан, например, соглашался с тем, что рациональное мышление важно, но говорил, что идеи необходимо подкреплять свидетельствами из внешнего мира, иначе они могут оказаться просто домыслами.

Пещера Платона

Чтобы объяснить свою теорию мира идей, Платон рассказывал о пленниках, которых держат спиной к входу в пещеру. За ними расположен костер, и он отбрасывает тени на заднюю стену пещеры.

Для пленников эти тени — единственная реальность, которую они понимают.

Если только им не удастся освободиться, чтобы повернуться и осознать, что это всего лишь тени настоящих предметов.

Проблемы Геттиера

Многие философы принимали данное Платоном определение знания как истинного и обоснованного мнения до 1960-х гг., когда Эдмунд Геттиер показал, что оно подходит не к любой ситуации. Он придумал несколько примеров, из которых мы инстинктивно понимаем, что человек не знает чего-то, даже несмотря на то, что его мнение истинно и обоснованно.

Например, я договорился встретиться со своей подругой Сью у нее дома и, придя к ней, вижу ее в окно кухни. На самом деле я вижу не Сью, а ее сестру-близнеца, а Сью находится в другой комнате. Я правильно считаю, что Сью дома, и у меня есть веские причины в это верить, потому что я уверен, что видел ее, но будет неправильно сказать, что я знал, что она дома, — я не знал.

Подобные примеры стали известны как «проблемы Геттиера» и заставили философов задуматься, не существует ли четвертого критерия знания, в дополнение к мнению, истине и обоснованности. Геттиер поставил под сомнение не только определение Платона, но и вообще возможность дать полное определение знанию. Найти решение проблем Геттиера пытались многие философы, но пока безрезультатно.

Гармония сфер

Пифагор экспериментировал с вибрирующими струнами разной длины и обнаружил математическое соотношение между нотами на музыкальной шкале. Он заключил, что расстояния небесных тел до Земли соответствуют длине струн, которые вибрируют в гармонии, создавая то, что он назвал гармонией сфер в космосе.

О лабораторных крысах

Одна из главных причин испытаний на животных — стремление избежать неэтичных экспериментов, причиняющих боль и страдания людям. Например, психологи наблюдают за поведением крыс, чтобы получить представление о работе человеческого мозга.

По сути, мы предполагаем, что их разум схож с нашим.

Но если это действительно так, встает вопрос, насколько этичны эксперименты на них. А если это не так, испытания ничего не расскажут нам о человеческом разуме.

По материалам книги «Используй философию!».

Похожие статьи