Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Вот так книга!
Пещера Платона, гармония сфер и серьезная философия для школьников
9 апреля 2019 6 973 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Сложными вопросами бытия человек начинает задаваться уже в подростковом, и даже в детском возрасте. В чем смысл жизни, что такое добро и зло, можно ли верить чувствам… Где брать на них ответы, если за плечами еще нет жизненного опыта?

Книга «Используй философию!» написана для школьников среднего и старшего возраста, чтоб помочь им разобраться в устройстве мира, выходящего за рамки вещей. Публикуем интересные моменты.

Рассуждения — источник знания

Чтобы во что-то поверить, философу нужна объективная причина, подкрепленная убедительным доказательством. Не удовлетворенные традиционными или религиозными объяснениями, ранние философы в Древней Греции пытались понять мир, рассуждая. Они сформировали новые идеи о составе и структуре мира и нашли веские аргументы, подтверждающие их теории.

Благодаря этому родилось представление, что знание требует рассуждений, а значит, рассуждения — источник любого настоящего знания.

Но не все древнегреческие философы считали, что могут ответить на важные вопросы только посредством размышления. Ксенофан, например, соглашался с тем, что рациональное мышление важно, но говорил, что идеи необходимо подкреплять свидетельствами из внешнего мира, иначе они могут оказаться просто домыслами.

Пещера Платона

Чтобы объяснить свою теорию мира идей, Платон рассказывал о пленниках, которых держат спиной к входу в пещеру. За ними расположен костер, и он отбрасывает тени на заднюю стену пещеры.

Для пленников эти тени — единственная реальность, которую они понимают.

Если только им не удастся освободиться, чтобы повернуться и осознать, что это всего лишь тени настоящих предметов.

Проблемы Геттиера

Многие философы принимали данное Платоном определение знания как истинного и обоснованного мнения до 1960-х гг., когда Эдмунд Геттиер показал, что оно подходит не к любой ситуации. Он придумал несколько примеров, из которых мы инстинктивно понимаем, что человек не знает чего-то, даже несмотря на то, что его мнение истинно и обоснованно.

Например, я договорился встретиться со своей подругой Сью у нее дома и, придя к ней, вижу ее в окно кухни. На самом деле я вижу не Сью, а ее сестру-близнеца, а Сью находится в другой комнате. Я правильно считаю, что Сью дома, и у меня есть веские причины в это верить, потому что я уверен, что видел ее, но будет неправильно сказать, что я знал, что она дома, — я не знал.

Подобные примеры стали известны как «проблемы Геттиера» и заставили философов задуматься, не существует ли четвертого критерия знания, в дополнение к мнению, истине и обоснованности. Геттиер поставил под сомнение не только определение Платона, но и вообще возможность дать полное определение знанию. Найти решение проблем Геттиера пытались многие философы, но пока безрезультатно.

Гармония сфер

Пифагор экспериментировал с вибрирующими струнами разной длины и обнаружил математическое соотношение между нотами на музыкальной шкале. Он заключил, что расстояния небесных тел до Земли соответствуют длине струн, которые вибрируют в гармонии, создавая то, что он назвал гармонией сфер в космосе.

О лабораторных крысах

Одна из главных причин испытаний на животных — стремление избежать неэтичных экспериментов, причиняющих боль и страдания людям. Например, психологи наблюдают за поведением крыс, чтобы получить представление о работе человеческого мозга.

По сути, мы предполагаем, что их разум схож с нашим.

Но если это действительно так, встает вопрос, насколько этичны эксперименты на них. А если это не так, испытания ничего не расскажут нам о человеческом разуме.

По материалам книги «Используй философию!».

Похожие статьи