Чтение — это не просто складывание букв в слова. Из этой статьи вы узнаете, как научить ребенка не просто читать, а понимать текст, почему у многих детей не получается легко освоить чтение, какое значение имеет устная речь в развитии этого навыка и многое другое.
Зависимость от общего уровня успеваемости
В детский сад дети приходят с разным набором навыков, умений. Некоторые малыши не так развиты, как их сверстники, и этот разрыв, как правило, сохраняется в дальнейшем. Причем с каждым годом он даже усиливается, по мере того как усложняется материал для изучения. Есть устойчивая корреляция между общим уровнем успеваемости и чтением: если ребенок имеет широкий кругозор, он и читает, как правило, хорошо. В ином случае у детей есть проблемы на уроках литературы.
Обучать чтению нужно комплексно
Чтение — это многослойный процесс, который включает в себя одновременно несколько навыков. Можно провести аналогию между чтением и работой таксиста. Читателям и водителям необходимо:
- приобрести собственную машину (овладеть механическими навыками считывания, понимания слов);
- осуществлять техническое обслуживание (приобретать материалы для чтения, убедиться в качестве печатной продукции);
- и самое главное — уметь водить (быть мотивированным, нацеленным и помнить о маршруте, по которому мы следуем).
Кстати о машинах… Перед вами книга «Как собрать автомобиль»
Но если для сборки автомобиля достаточно взять разные детали и соединить их, то с чтением такой трюк не пройдет. Мы не можем разделить систему чтения на части. Мы не можем тренировать что-то одно. Читательские навыки должны развиваться вместе.
Помните, что конечная цель чтения — постичь смысл написанного, то есть чтобы автомобиль хорошо работал и доехал до пункта назначения.
О цели чтения
Во время обучения нужно держать в голове конечную цель и учителям, и ученикам. Учителя должны работать с маленькими детьми, придерживаясь баланса различных аспектов чтения — это в том числе, фонематическое восприятие, фонетический слух, беглость речи, словарный запас и понимание смысла. Хорошие учителя развивают эти навыки, при этом взращивая любовь к книгам, словам и историям.
У детей, которые не умеют читать, обычно есть проблемы с речью
Трудности с распознаванием слов обычно лежат в основе большинства проблем с чтением. Такие читатели с трудом понимают, что звуки в словах связаны с определенными буквами и слогами. Это называется алфавитным принципом чтения.
Проблема тех, кому не удается постичь этот алфавитный принцип, — в плохо развитом фонематическом восприятии. Другими словами, дети не понимают, что слова состоят из звуков или фонем. Когда ребенок не может автоматически распознать слова, его чтение, как и понимание написанного, не может быть свободным.
Большое значение имеет дошкольная подготовка
Обучение чтению в школе зависит от того, насколько хорошо подготовили ребенка в детском саду. Вот три навыка, которыми должен обладать каждый школьник:
- умение распознавать и называть буквы алфавита;
- умение пользоваться книгами и другими источниками текста (например, понимание, что находится в начале книги, что находится в конце, как переворачивать страницы);
- понимание фонем (звуков в словах).
От того, насколько часто родители читали детям-детсадовцам, зависит, как хорошо ребенок будет готов к самостоятельному чтению.
Чтение тесно связано с умением говорить и слушать
Родители и воспитатели должны говорить с детьми, а также слушать их, чтобы помочь малышам развить навыки, необходимые для чтения. Например, ребенок говорит: «Пече». А вы переспрашиваете: «Ты хочешь печенье?» Таким образом, вы показываете лексическое значение слова, его правильное звучание, синтаксическую структуру предложения, а также демонстрируете, как правильно выразить цель во время коммуникации. Все это поможет ребенку освоить чтение в последующие годы.
Виммельбух «Курьер» поможет развить речевые навыки
Песенки и словесные игры также помогают распознавать фонемы в словах. Проблемы у детей с речью, слухом или языковым аппаратом нужно выявить как можно раньше, чтобы решить их без ущерба для учебы.
Без дополнительной помощи ребенок не решит проблемы с чтением
Дети учатся читать в первом классе по определенной схеме. Но школьники, у которых это не получается, похоже, не смогут освоить этот навык без специальной помощи.
По данным американского исследования, 88% детей, у которых были трудности с чтением в конце первого класса, имели аналогичные проблемы и в конце 4 класса. Три четверти учеников, которые плохо читали в третьем классе, не смогли повысить уровень чтения в средней школе.
Плохо читающие ученики подтягивали навык, если получали помощь
От 85 до 90% тех, кому помогали решить проблемы с чтением, смогли повысить свой уровень до среднего. Но заниматься надо комплексно — фонематическим восприятием, фонетическим слухом, беглостью речи, словарным запасом, пониманием смысла, орфографией. Только хорошо подготовленный специалист сможет действительно помочь плохо читающему ребенку.
Две трети детей с нарушениями чтения стали читать на среднем уровне или даже выше, получив в раннем возрасте квалифицированную помощь. Поэтому особенно важно, чтобы в классе был квалифицированный педагог, который сможет вовремя обнаружить проблемы.
Обучение чтению — командная работа
Родители, учителя, воспитатели должны понимать, насколько важную роль они играют в обучении детей. Исследования показывают, что и от семьи, и от школы, и от детского сада зависит, будет ли малыш успешно читать. Пришло время объединить усилия, чтобы каждый ребенок научился хорошо читать. Это вопрос и вашей ответственности.
Перевод статьи с сайта readingrockets.org
На обложке поста: книга «Люблю. Мама»