в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставка в город {{ headerCity.name }}
сегодня от  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Развитие ребенка
Верните детям хаос! Зачем ребенку беспорядок и опасности
6 ноября 3 486 просмотров
Развитие ребенка
Верните детям хаос! Зачем ребенку беспорядок и опасности
6 ноября 3 486 просмотров

Наталия Булатова
Наталия Булатова

Когда речь заходит о детских играх, каждый родитель старается обеспечить контроль и безопасность. Мы строим игровые площадки, выверенные до мелочей, отдаем детей в организованные кружки и секции, стараемся оградить их от травм, страхов и любых неприятных эмоций.

Однако ученые обнаружили, что неформальные, хаотичные, опасные игры не только делают детей счастливее, но и учат их справляться с эмоциями, ладить с людьми, контролировать агрессию и отвечать за свои поступки. Как это работает?

Детская площадка vs стройка

Карл Теодор Соренсен, ландшафтный архитектор, разрабатывая детские игровые площадки в 1930-х годах, обратил внимание, что в то время как взрослые, делающие заказы и оплачивающие их, были полностью довольны, местные дети, похоже, были не в восторге. Быстро устав от качелей и горок, ребятишки постоянно стремились пробраться на окрестные стройки.

Соренсен решил, что построит игровую площадку, которая будет стройкой, где будут песок, щебень, молотки и гвозди. Она стала невероятно популярной среди детей, которые начали строить дома и другие сооружения, разрушать их и строить что-то новое.

Настоящая стройка интереснее любой детской площадки.
Настоящая стройка интереснее любой детской площадки. — Источник

Похожая детская площадка The Yard в Миннеаполисе, открытая в 1949 году, изначально была обречена на провал, так как дети прятали инструменты, пытаясь монополизировать их в гонке за самое эффектное сооружение. Какое-то время казалось, что взрослые должны вмешаться, очистить площадку и изменить правила игры. В конце концов это оказалось ненужным. Дети объединились, чтобы определить собственные правила. То, что вначале казалось возможностью творческого самовыражения, стало стимулом к совместной работе как сообщества.

Чем полезны неформальные игры

Хаотичные неформальные игры (футбол в парке со свитерами на земле вместо ворот) несут те же выгоды, что и формально проводимые (ограниченная по времени игра на подходящем поле с судьей).

Исследования выявили прямую связь между неформальными играми в детстве и креативностью во взрослом возрасте.

Питер Грей, психолог Бостонского колледжа, отмечает, что в неформальной игре каждый должен быть счастлив: если определенное количество игроков перестанет хотеть играть, игра закончится. Это предполагает компромисс, эмпатию и налаживание отношений с более молодыми, слабыми и неопытными товарищами.

Подход «они и мы» чужд неформальной игре. Неудивительно, что навыки, которые мы развиваем в таких играх, помогают добиться лучшего положения во многих жизненных ситуациях, чем навыки от организованных игр.

Свобода принимать решения

Свободная игра — естественный способ научить ребенка контролировать ситуацию, показать ему, что он не беспомощен. В играх дети учатся сами, без взрослых, принимать решения, устранять проблемы, соблюдать правила. Также они учатся общаться с людьми на равных, а не только быть послушными или непослушными подчиненными.

В активных играх на улице дети сознательно заставляют себя немного бояться. Они учатся контролировать не только свое тело, но и свой страх.

Они качаются на качелях, катаются на льду или лазают по снарядам на детской площадке, залезают на лестницы и деревья или даже скатываются на скейтборде по перилам.

Они качаются на качелях, катаются на льду или лазают по снарядам на детской площадке, залезают на лестницы и деревья или даже скатываются на скейтборде по перилам.
Дети выбирают опасные ситуации, чтобы проверить свой страх и взять его под контроль. — Источник

В играх на общение они учатся договариваться с другими, угождать друг другу, быть менее агрессивными и пересиливать злость во время конфликтных ситуаций. Еще в свободной игре дети естественным образом понимают, что они любят. Они пробуют разные занятия и открывают для себя свои пристрастия и таланты. Ничему такому нельзя научить устно, этим вещам учатся на практике, которую дают свободные игры. Основные эмоции, сопровождающие игры, — это радость и интерес.

Больше безопасности

А как же безопасность? Недавно команда из 15 ученых попыталась проанализировать данные, которые они могли найти о рискованных играх на открытом воздухе. Категории риска были перечнем родительских ночных кошмаров: большая высота, высокая скорость, опасные инструменты вроде ножей и топоров, опасные элементы типа огня и воды, жестокие игры, драки, риск потеряться. И все же ученые пришли к выводу, что подобные игры имеют свои преимущества: больше физической активности, улучшенные навыки общения, сниженная агрессия и сниженный уровень травм.

Игра в неподготовленных условиях учит ребенка осторожности.
Игра в неподготовленных условиях учит ребенка осторожности. — Источник

Как такое возможно, что игра детей на стройке так же безопасна (а может быть, даже безопаснее), как и игра на одобренном оборудовании с резиновым напольным покрытием и в игровом комплексе, тщательно обитом мягким материалом? В конце концов, молотки, подъемные башни, открытый огонь, деревья и все остальное действительно могут быть опасными.

Выяснилось, что дети корректируют риск: если земля жестче, сооружения не закреплены, они будут вести себя осторожнее.

Хелле Небелонг, архитектор детских площадок, удостоенный многих наград, говорит: «Когда расстояние между всеми перекладинами в сетке для лазания или лестнице одинаково, ребенку не нужно концентрироваться на том, куда он ставит ногу. Стандартизация опасна по той причине, что игра становится упрощенной и ребенок не должен беспокоиться о своих движениях. Это нельзя перенести на все бугристые и ассиметричные формы, с которыми каждый сталкивается на протяжении жизни».

Меньше агрессии

На этом преимущества беспорядочной игры не заканчиваются. Ученые провели исследование школ, которые создали рядом пустыри для детей младших классов, чтобы те свободно гуляли во время перемен. Серьезных травм было не больше, а меньше, чем на обычных площадках. Еще удивительнее, что когда дети возвращались на занятия после прогулок, они вели себя лучше и внимательно слушали учителей.

Уровень агрессивного поведения снизился до такой степени, что школа ликвидировала комнату для наказаний и вдвое сократила количество дежурных во время перемен.

Добавьте немного хаоса

Мы недооцениваем способности ребенка позаботиться о себе и принять адекватное решение. Не давая детям достаточно свободы, мы отнимаем у них возможность научиться контролировать свои эмоции и поведение. Когда мы излишне защищаем их, лишая возможности практиковать собственные навыки, учиться принимать мудрые и глупые решения, испытывать боль и в целом создавать ужасный беспорядок, мы считаем, что любим их. Но мы можем также ограничивать их возможность стать полноценными людьми.

Игровая площадка вроде The Land полностью сбивает с толку взрослых. Она кажется чем-то опасным, анархичным. Вот почему на ней весело играть. Именно поэтому она является хорошей подготовкой к реальной жизни, наполненной хаосом.

По материалам книг «Хаос», «Свобода учиться».

Обложка поста — unsplash.com.

Похожие статьи