Сегодня у многих людей игры ассоциируется с веселым и интересным времяпрепровождением в кругу друзей и близких. Однако, не все знают, что настольные игры еще и полезны. Причем, не только для детей 😉
Мы спросили у ведущих экспертов в области детского развития: полезны ли настольные игры? И если полезны, то чем?
Сегодня ответить на эти вопросы нам поможет Лена Пирятинская (русскоязычное отделение института Ньюфелда, автор блога о теории развития ребёнка на основе привязанности.
Игра. Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите это слово? Игра в команде, на музыкальном инструменте, настольная, компьютерная или спортивная? Канадский психолог доктор Гордон Ньюфелд, автор парадигмы развития на основе привязанности ребенка к взрослому, предлагает взглянуть на игру свежим взглядом.
Ньюфелд утверждает, что игра — это удивительный феномен, способ природы заботиться о нас: и о взрослых, и о детях. Игра развивает наш мозг, вооружает нас перед лицом жизни, помогает в выражении эмоций. Более того, игра, а не учеба, является процессом, помогающим ребенку взрослеть, отдыхать от переизбытка эмоциональных впечатлений.
Исследователи игры указывают на то, что многие эмоциональные проблемы взрослого связаны с недостатком игры в детском возрасте. Важно уточнить, что игра должна быть истинной, то есть подходить под следующие критерии:
— Не являться работой. Внутри игры мы свободны от достижения результатов.
— Быть экспрессивной. Внутри игры мы свободны выражать все эмоции и внутренние состояния, которые невозможно проявить в реальном мире.
— Происходить не взаправду. Внутри игры мы свободны от реальных последствий наших поступков.
Еще одной важной характеристикой игры является ее ограниченность рамками пространства и времени, где соблюдаются определенные правила.
Таким образом, игра на фортепьяно может являться истинной игрой, а может и нет. И рисование, и пение, и танец, и игра с словами, предметами, смыслами, образами, воображением и т.д.
Игра — это деятельность с высокой степенью вовлеченности, приносящая удовлетворение; она рождается внутри нас. Игра имеет целительную силу, помогая ребенку выразить эмоции и желания, фантазии и намерения, тревогу в безопасной среде. Поэтому, истинная игра должна быть доступна каждому ребенку и для эмоционального здоровья и для развития.
Для того, чтоб истинная игра случилась в жизни ребенка ей необходимо пространство, в котором:
— Ребенок свободен от работы ради результата
— Нет инструкций и принуждений извне
— Есть свобода от экранов и развлечений
Но самым главным условием, необходимым для возникновения игры, является свобода ребенка от работы над отношениями со взрослыми.
Важно заметить, что ребенку необходимо скучать. Без стимуляции, развлечений, экранов ребенок заполнит скуку спонтанным творчеством при условии наполненности вниманием, отношениями со стороны взрослых, и это будет истинная игра.